РОЗЕНКРЕЙЦЕРЫ (нем. Rosenkreuzer), члены тайных (преимущественно религиозно-мистических) обществ в 17-18 веках в европейских странах (прежде всего в Германии, Нидерландах, России).
Розенкрейцеры появились сначала в Германии, около 1400 года, примерно в то же самое время, что и окна-розы, расцветавшие по всей Европе, хотя вуаль секретности была частично приподнята лишь в 1614 году с распространением их манифеста Fama Fraternitatis. Там было объявлено, что бог, по своей доброте и милости, открыл божественные знания Братству, потребовав от розенкрейцеров с большой осторожностью принимать новых членов, искоренять эгоизм, алчность и бороться с лжепророками.
Похоже, что розенкрейцеры были объединены с франкмасонами, пока не образовалась идеологическая схизма в отношении религиозной доктрины. Франкмасоны, со своей стороны, были хранителями божественного (солнечного) знания, дарованного им богом, которое передавалось из поколения в поколение. Группа христианских раскольников, образовавшаяся внутри Братсва, также поклонялась Великому Архитектору, но через ортодоксальное учение Христа. Это можно понять по их символизму, синтезировавшему ранний солнечный крест франкмасонов с Христовым распятием. Этимологически слово «розенкрейцер» происходит от словосочетания «розовый крест», что говорит о почитании божественной солнечной мудрости, путей и слов бога наряду с духовным руководством, принесенным Сыном Божьим, Иисусом, воплотившимся на земле.
Итак, эмблема передового Братства сочетала солнечный крест с терновым (розовым) венцом Христа, распятого на кресте. На витраже из Хенгрейв-Холла (Рис. 1), созданном около 1550 г., по всей видимости, с участием розенкрейцеров, бог изображен в облике бородатого белого человека, держащего солнце в левой руке и в то же время создающего-концентрическую вселенную своим дыханием, которое теперь мы можем идентифицировать как солнечный ветер.
Рис. 1
Адаптация розового креста прошла несколько ступеней развития. Солнечный крест кельтского типа, принятый ранними христианами после смерти Христа на кресте, содержит четыре сектора солнечного магнитного поля, заключенных внутри круга (Рис.2 и Рис. 3). Рис. 4 демонстрирует дальнейшее развитие солнечного креста, содержащего Христово распятие, которое так часто изображалось на витражах европейских церквей.
Рис. 2 Рис. 3 Рис. 4
А на Рис. 5 показан розовый крест, принятый розенкрейцерами.
Рис. 5
Этим определяется существенное различие между рoзенкрейцерами и франкмасонами. Франкмасоны, подобно брахманистам и индуистам с их «Упанишадами», считали, что религия и мудрость несовместимы и, чтобы понять божественное послание, человек должен слушать самого бога, а не его посланников, периодически посылаемых на землю.
С другой стороны, «…Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Иоанн 14:6), подразумевая, что эзотерического понимания, через изучение божественного знания, невозможно достичь напрямую, и единственный путь к истинному пониманию лежит через учение Христа, которое, если оно истинно, подчиняет франкмасонство розенкрейцерам.
Манифест Fama Fraternitatis призвал к реформации эзотерического союза с учетом изменившегося положения католицизма в Европе.
Во Франции, а позднее и в Англии искусство, процветавшее с появлением готического стиля из романского в одиннадцатом и двенадцатом веках, стало жертвой собственного успеха, поскольку его творения сияли, словно маяки среди океана смерти, вызывая страх божий у простых людей. В районе Средиземноморья, хотя готический стиль был принят монахами цистерцианцами и францисканцами, его влияние не было таким угнетающим, как у северных соседей. Классицизм, проникший в Италию с востока, дал начало эпохе гуманизма, и человек вновь смог поверить в то, что он является носителем искры божьей на земле. Развитие гуманитарных наук наряду с возросшей доступностью Библии снова подняло классические вопросы древних греков. Кто такой человек? Каково его место в творении? Что такое загробная жизнь? И какова цель жизни?
Розенкрейцеры, со своей стороны, начали верить в то, что небес можно достичь только через христианство. Франкмасоны оспаривали этот тезис, заявляя, что важно послание, а не посланник и дань уважения нужно платить Великому Архитектору, а не его посланникам.
Где-то около 1550 года розенкрейцеры, приняв солнечный крест и терновый венец (розу) в качестве своего символа, направились собственным путем. Мэнли П. Халл называет четыре возможных источника происхождения Братства розенкрейцеров. Первый связан с появлением в 1614 году манифеста в Германии. Там было сказано, что для содействия распространению идей Реформации некая таинственная персона, именующая себя «Высоко Просвещенный Отец C.R.C.» (Христиан Розенкрейц), немец из дворянского рода, но сам небогатый человек, основала тайное общество розового креста. Но этот слишком очевидный отвлекающий ход не подтверждается историческими фактами.
Вторая теория выводит на передний план франкмасонов, которые пытались организовать для себя мистическое окружение розенкрейцеров. Одна из таинственных групп появилась в Центральной Европе, где занималась алхимическими исследованиями. Алхимики делали вид, что они пытаются превратить основные металлы в золото, используя природные элементы вместе с химикатами, хотя общепризнанно, что это всего лишь аллегория тайного братства, целью которого было преобразование основных инстинктов и чувств в очищенное золото божественного знания за счет интеллектуального и духовного совершенствования. Франкмасон Роберт Макой считает, что немецкий теолог Иоганн Валентин Андрэ был истинным основателем общества. Другие полагают, что розенкрейцеры представляют собой первую волну проникновения в Европу буддизма и брахманизма, но есть и те, которые считают, что Братство было основано в Древнем Египте.
В своей книге Secret Symbols of the Rosicrucians («Секрет символов розенкрейцеров») доктор Франк Хартман описывает Братство как «тайное общество людей, обладающих сверхчеловеческими — если не сверхъестественными — силами. Говорят, что они способны предсказывать будущие события, проникать в глубочайшие тайны природы, лечить болезни прикосновением своих рук и знают секреты «философского камня», который дает бессмертие… Это люди, которые в процессе духовного пробуждения достигли практического понимания секретного значения Розы и Креста». Он придерживается мнения, что настоящего розенкрейцера или франкмасона нельзя сделать, он должен вырасти сам, расширяя и разворачивая божественную силу внутри собственного сердца.
Третья теория предполагает, что розенкрейцеры вообще никогда не существовали и идея такого объединения людей была просто мифической концепцией, созданной в умах циников с целью осмеяния алхимических и герметических наук. Но если это братство процветает сегодня, то у него должны быть какие-то корни и в прошлом.
Четвертая теория не проливает достаточно света на то, как развивалась общество и чем оно является, но дает некоторое представление о том, на что оно способно. Эта теория предполагает, что розенкрейцеры в действительности владеют всеми сверхъестественными силами, которые им приписываются, что они на самом деле являются гражданами двух миров: они существуют в физическом мире, и в то же время они способны за счет наставлений, полученных от Братства, функционировать в астральном (духовном) мире. Их душа способна оставлять тело, испытывая то, что сегодня называют «ощущение отстраненности». Считается, что их храм существует в астральном измерении, недоступном для непосвященных. Можно сказать, что их интеллектуальное тело поднимает себя до духовного, при этом освобождая сознание как от физических, так и эмоциональных оков.
Данная способность доступна лишь посвященным высшего ранга, которые прогрессируют в результате прилежного изучения священных наук, многих лет ревностного служения и строгих испытаний.
Временный выход души из тела достигается за счет использования трехступенчатой методики, которой можно овладеть лишь путем медитации и выполнения определенного ритуала. Она учит человека, как функционировать за пределом физического тела и по желанию «снимать розу с креста». Согласно учению розенкрейцеров, душа прикреплена к физическому телу в определенных точках, которые символически представляют гвозди распятия. В ходе трех алхимических посвящений в храме адептов учат выдергивать гвозди, и это позволяет божественной природе человека сходить с креста, таким образом освобождая собственную душу от тела и направляя ее в другое измерение. Они скрывают три секрета под псевдонимами «Отливка медного моря», «Огранка розового бриллианта» и «Получение философского камня».
Ощущение отстраненности достижимо лишь в том случае, если интеллектуальное, эмоциональное и физическое тела находятся в мире и полном равновесии. Этого можно достичь лишь за счет контроля над эндокринной системой