«А если так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Н.А.Заболоцкий
Очень часто в повседневной нашей жизни мы употребляем такое понятие как красота. Характеризуем этим понятием различные предметы, какие-то природные явления, знания, какие-то умения, навыки, привлекательност
В данной работе мы попробуем ответить на эти вопросы, используя материалы из учебников Бычкова В.В. «Эстетика», «Малая история Византийской эстетики».
Актуальность данной темы обуславливается постоянным употреблением людьми в повседневной жизни термина красота.
В толковом словаре С.И.Ожегова термину красота дается следующее определение: «Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет нравственное и эстетическое наслаждение».В разные времена понятию красота и категории прекрасного давались разные определения. Так, например, в античной Греции понятие красота имело довольно широкое определение. Гомер называет прекрасным физическую красоту людей и поступки, и полезные вещи.
«Для Аристотеля в физическом мире «красота заключается в величине и порядке»- красивая вещь должна быть легко обозримой; а на идеальном уровне — это то, «что, будучи желательно само ради себя, заслуживает еще похвалы и что, будучи благом, приятно, потому что оно благо».[2]
Для стоиков красота состоит в гармонии учений и созвучии добродетелей.Плотин разработал иерархию прекрасного. Иерархия красоты состоит из трех ступеней. Низшая ступень – это красота чувственно воспринимаемого мира. К ней относится материальная красота, красота физически прекрасного тела, красота произведений искусства. Вторая ступень – это красота, которая постигается душой человека. К ней Плотин относит идеальную красоту природы, красоту человеческой души, красоту добродетелей, красоту наук и знаний. Первая ступень, высшая – это красота умопостигаемая. Эта красота исходит от Бога, который является воплощением абсолютного единства Прекрасного и Блага. Носителями этой высшей красоты являются Ум и Душа Универсума.
У ранних христиан было свое понимание красоты.Они отказывались от искусственно созданных украшений. «В отказе от излишних украшений, косметики и тому подобных вещей христиане стремились усмотреть и обрести ту «естественную» красоту человека, в которой он был создан Художником-Богом
В эпоху Ренессанса под красотой понималось искусство. С выделением в XVIII веке эстетики в самостоятельную науку красота рассматривается как главный предмет изучения этой науки.
Итак, можно говорить о том, что красота и категория прекрасного являются прежде всего предметом духовного наслаждения человека. Ведь человек сердцем чувствует истинную красоту, чувство которой вложено Богом.А то, что мы часто называем красивым и прекрасным, к сожалению, лишь заблуждение и предмет страсти.Ведь не зря ранние христиане осуждали римлян за то, что они носят украшения,тем самым затеняя истинную красоту человека. «Благодаря Прекрасному происходит сочетание, любовь и общение всех; и все объединяется Прекрасным; и Прекрасное есть Начало всего как творческая Причина, все в целом и движущая, и соединяющая любовью к собственному очарованию; Оно и Предел всего, и Возлюбленное — как доводящая до совершенства Причина, ибо ради Прекрасного все появляется; и Образец, ибо в согласии с Ним все разграничивается
Список используемой литературы:
1.Дионисий Ареопагит «О Божественных именах»-[www.hes
2.Бычков В.В. «Малая история византийской эстетики»-Киев,1
3.Бычков В.В. «Эстетика»-М.,20