Доклад на тему: Сальвадор Дали



Сальвадор Фелипе Хасинто Дали родился 1 мая 1904 года в Фигерасе — маленьком торговом городке в долине Ампурдана на севере Каталонии. В Далее был брат по имени Сальвадор. Он был на три года старше и умер в возрасте семи месяцев. В честь этого ребенка неутешительные родители окрестили Далее тем же именем. С этих пор вся жизнь его будет отмечена присутствием несуществующего двойника. Он отождествляет себя с братом и одновременно отвергает его. От этого раздвоения он сможет избавиться лишь написав в 1963 году «Портрет моего умершего брата». Отец Далее был государственным нотариусом в Фигерасе. Он знал свое место в обществе и, как многие каталонцы, был антимадридським республиканцем и к тому же атеистом. Мать Сальвадора также была типичным представителем своего класса. Она была любящей женой и непоколебимой католичкой, которая, вне всякого сомнения, настояла на том, чтобы ее семья регулярно посещала церковь. Оба родителя любили Сальвадора и его младшую сестру Анну-Марию и обеспечили им самое лучшее для того времени образование, которое было доступно им. Далее рано начал рисовать и мечтал иметь собственную мастерскую. В его распоряжение отдали бывшую прачечную на чердаке, где юный художник устроил рабочий стол прямо в ванне. «Многое из того, что я сделал после, я задумал и даже испытал в той первой мастерской», — утверждал Дали. И действительно, в течение всей жизни он черпал образы в ярких воспоминаниях детства. Так, почти лишенный растительности пейзаж Кадакеса — небольшого средиземноморского поселка, где мальчиком проводил школьные каникулы и куда потом приезжал постоянно, — стал фоном многих живописных произведений (зрителям этот ландшафт казался фантастическим). Поиск новых решений, форм в искусстве Дали искал уже в детстве. Однажды, решив принять для своих упражнений старую дверь (по причине отсутствия холста) всего тремя красками и без использования кисти нарисовал натюрморт, изумивший друзей и родственников, увидели его. Это было изображение пригоршни вишен, лежащих на солнце. Кто-то из зрителей заметил, что у вишен форуме хвостик, о которых юный художник действительно забыл. Быстро сориентировавшись, Дали начал есть вишни, которые служили ему натурой, а настоящие хвостики прикреплять к ягодам на картине. Детство Сальвадора казалось счастливым, хотя смерть матери от рака в 1921 году явилась огромным эмоциональным потрясением и тяжелым ударом для семьи. Четыре года спустя после смерти жены отец Дали женился на бывшей жене своего брата. Дали считал это предательством. Так родилась одна из самых первых его аллегорий, основанная на истории Вильгельма Телля, которого Дали превратил в Едиповского отца, желающего уничтожить своего сына. Далее использовал эту тему в некоторых своих картинах на протяжении многих лет. Иногда он включал в них свою жену Галу и Владимира Ильича Ленина, которого Дали считал неприкосновенной фигурой отца (как тому учили сюрреалисты). Уже в 1918 г.. Далее представил две работы на выставке художников в Фигерас. Он страстно увлекался импрессионизмом, затем кубизмом, футуризмом, лихорадочно выхватывая сведения о новостях из парижских журналов. Но при этом в отличие от многих представителей авангарда всегда почитал классиков и не стремился никого ниспровергать. Поступив в 1922 г.. В мадридскую Королевскую академию изящных искусств Сан — Фернандо, Дали сблизился с поэтом Федерико Гарсия Лоркой и Луисом Бунюэль — в будущем знаменитым кинорежиссером. Эта юношеская дружба трех выдающихся художников Испании значительно повлияла на их творчество. Влияние Лорки определил дальнейший выбор Дали. Шаг за шагом «сторонник точности» Далее, уверен во всемогуществе Разума, погружался в «поэтическую Вселенную» Лорки, которое гласило присутствие в мире неподвластной определению Тайны. Из академии Дали был исключен в 1926 г.. За подстрекательство к беспорядкам среди студентов. Но к тому времени уже состоялась его первая персональная выставка в Барселоне, короткая поездка в Париж, знакомство с Пикассо. Имя и работы Дали привлекли к себе внимание в художественных кругах.



Большинство его работ в то время было сделано в духе исследования новых течений, которые преобладали тогда в художественном мире Парижа. Он попробовал себя в качестве импрессиониста в «Автопортрете с шеей в стиле Рафаэля» (1921-22). Горы в Кадакесе на втором плане картины стали типичным пейзажным мотивом работ Дали. Затем была попытка создания картины в стиле кубизма. Следуя его основателям Жоржу Брака и Пабло Пикассо, Дали написал еще один автопортрет: «Автопортрет с» Ла Публичитат «(одна из барселонских газет). В 1925 году Дали написал еще одну картину в стиле Пикассо:» Венера и моряк «. Она вошла в число семнадцати картин, экспонировались на первой персональной выставке Дали. В 30-х гг. Далее много путешествовал, ездил в Лондон, Париж, Вену, Италию, США. С прибытием в Америку страну охватила «Сюррелистическая лихорадка». В честь Далее устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно бы вдохновленных фантазией художника, экстравагантных, провоциючий, забавных. Баллы и выставки с успехом проходили и в Европе. Далее предлагал потрясенным зрителям не только картины, но и сюрреалистические предметы: ножи с зеркальцами, калейдоскопические очки для автомобилистов, следующих скучными и однообразными маршрутами, туфли на пружинках и т. д. Успех принес богатство. «Avida Dollars» («жажду долларов») — такое анаграмму имени Сальвадора Дали составил Андре Бретон, поссорившись с художником . На самом деле Дальше не лукавил, когда однажды обмолвился: «Я понятия не имею, богатый я или бедный. Всем распоряжается жена. А для меня деньги — мистика ». Причину же исключения его из группы сюрреалистов (это произошло в 1938 г..) Следует искать в другом. Культ индивидуализму, который всегда проповедовал Далее, заставлял его разрушали любые групповые устои, действовать вразрез с любой идеологиею — художественной или политической. Многие сюрреалисты не изменили большое значение технике написания картин. Не веря ни во что, они и рисовали это самое «НИЧТО». Далее напротив, был приверженцем идеальной техники, Традиции (Традиции именно с большой буквы). В своей книге «50 секретов магии мастерства» он напишет «10 заповедей для того, кто собирается стать художником», а затем и окончательно отделится от «серой массы посредственностей» сюрреализма и пойдет своим путем. В 1940 г.. Далее на целых восемь лет обосновался в Америке. Он, как всегда, очень много работал: сотрудничает с кинорежиссером Альфредом Хичкоком, делал иллюстрации к книгам, декорации к балетам, спектаклей, писал, рисовал и выставлял свои работы. В американский период художник приступил к циклу картин на религиозных тематику. «Искушение Святого Антония» (1946), «Мадонна порта Льигат» (1949 г..), «Открытие Америки Христофором Колумбом» (1959 г.) И другие полотна создали ему славу «католического живописца». Сам он говорил, что в католической религии его пленило «редкое совершенство замысла». В 1949 г.. Далее даже удостоился аудиенции у Папы Римского Пия XII (позже его приглашал в Ватикан и Папа Иоанн XXIII). К тому же Далее был вовлечен в работу над фильмами. Он с энтузиазмом приветствовал этот способ самовыражения, в котором видел царство творчества будущего, несмотря на то, что потом умалил вклад кинематографа в искусство. Именно он создал знаменитую сюрреалистическую последовательность сна в фильме Альфреда Хичкока «Очарованный» в 1945 году. Хичкок хотел создать первый фильм о психоанализе в то время, как учение Фрейда начало оказывать глубокое влияние на мышление американцев, поэтому сам Бог велел ему обратиться к Дали. В следующем году художник начал работать над проектом Уолта Диснея «Дестини», который, к сожалению, не был доведен до конца. Был создан лишь еще один полнометражный фильм по сценарию Дали «Дон Жуан Тенорио», сделанный в Испании в 1951 году. Далее, как правило, нравилась активная деятельность, и вместе с Галой, постоянно находится рядом с ним, он стал известен всем Соединенным Штатам Америки как «Король современного искусства». Он даже нашел время, чтобы написать роман «Скрытые лица» о группе аристократов на пороге второй мировой войны. А после войны, в 1948 г.., Повернувшишись в Испанию и поселившись в родном Фигерасе, Дали ездил в Америку с выставками и лекциями. Европа также с неубывающей интересом следила за его творчеством (он часто приезжал в Париж). Далее всерьез увлекся экспериментами с фотографированием, голографией, написал оперу (для этого на седьмом десятке ему пришлось осваивать нотную грамоту), написал трагедию на французском языке. Дали писал и много портретов, среди которых портрет художественного коллекционера Джеймса Дана, сделанный в 1949 году. В 1950-х годах Дали написал ряд прекрасных портретов артистов театра, в том числе Екатерины Корнел (1951) и Лоуренса Оливье в роли Ричарда III (1951). Портреты, как источник больших доходов, были на первом месте у Дали до 1970-х. Портрет дочери Франсиско Франко Кармен был подарен испанскому лидеру в 1974 году на специальной церемонии. Самой значительной картиной Дали 1951 года была «Распятие Христа от святого Иоанна» с распятием, висящим в небе над Порт Лигат. Эта безупречная и ненавязчивая картина без каких-либо сюрреалистических обертонов, была продана Художественной галерее Глазго. Однако сразу же после того, как ее повесили, она была порезана вандалом, протестующих против суммы в 8200 фунтов стерлингов, заплаченной за картину галереей. (За пять лет галерея вернула эти деньги от процентов, продажи входных билетов и прав на производство репродукций) Еще одна картина с таким же упрощенным визуальным подходом называется «Евхаристический натюрморт». Дальше не оставил своей рвущейся наружу тяги к религии. Она снова проявилась в 1955 году в «Тайной вечере». Религиозная тема мощная в «Вселенском соборе» (1960), куда Дали поместил и свое изображение. В центре Гала держит крест. Позади нее — какая туманная сцена с фигурами, над которыми пиряе белый голубь, олицетворяющий Святой Дух. Вообще многочисленные работы художника того периода отличаются разнообразием стилей и подходов, как будто бы он еще не нащупал новый путь в искусстве, который указывали ему мистицизм и наука. Совершенство его техники оставалось неизменным, как, например, в «Открытии Америки Христофором Колумбом» (1958) [см. иллюстративный приложение]. На этом шедевре изображены Гала и корабль Колумба в сложной сине-серой композиции. Или в «Святой Деве Гуадалупской» (1959) с ее пирамидальной композицией: два священника стоят на коленях на облаках, из которых вырастает восхитительная ряса, увенчанная Святой Девой и Ребенком [см. иллюстративный приложение]. Далее также искал новые подходы в технике письма и даже экспериментировал со специально изготовленным ружьем, стреляя из него гвоздями и кусками металла по рисункам. Начиная примерно с 1970 года здоровье Дали стало ухудшаться. Хотя его творческая энергия и не уменьшилась, стали беспокоить мысли о смерти и бессмертии. Он верил в возможность бессмертия, включая бессмертие тела, и исследовал пути сохранения тела через замораживание и пересадку ДНК, чтобы вновь родиться. Однако более важным было сохранение работ, что стало его основным проектом. Он направил на это всю свою энергию. Художнику пришла идея построить для своих работ музей. Вскоре он взялся за перестройку театра в Фигерасе, своей родине, сильно разрушенного во время гражданской войны в Испании. Над сценой был воздвигнут гигантский геодезический купол. Зрительный зал был расчищен и разделен на сектора, в которых могли быть представлены его работы разных жанров, включая спальню Маэ Уэст и большие картины, такие как «Галлюциногенный тореадор». Последние годы своей жизни Далее был частично парализован и мало двигался, однако продолжал создавать картины, больше ориентируясь на классиков Возрождения. Его последняя работа «Ласточкин хвост», достаточно простая, но хорошая. Сальвадор Дали, Маркиз Пубол, скончался 23 января 1989 года. Его запомните, как творческого революционера, веселого балагура, сюрреалиста- мыслителя и в конце концов, гения своей эпохи, произведения которого уже бессмертны, как и он сам.

 

Литература

 

1. Греченко В.А., Черный И.В., Кушнарук В.А., Режко В.А. История мировой и украинской культуры: Учебник. для высш. закл. образования. — М., 2000.

2. История мировой культуры: Учеб. пособие / Руководитель авт. коллектива Л.Т.Левчук. — М., 1999.

3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Н.Марковой. — М., 1998.