Categories: Социология

Тест с ответами по экономической социологии

  1. К перманентно возникающим в социологии, как в дискуссионной системе знаний, точкам согласия В.И. Верховин относит:

а) классические концептуальные схемы, которые являются предметом изучения, обучения и неким эталоном и результатом научных достижений;

б) уникальные параметры «живого» процесса познания, носителями которого являются конкретные специалисты, работающие в определенном научном сообществе и разделяющие определенные научные традиции, исходя из своего исследовательского интереса;

в) личностное знание;

г) хрестоматийное знание.

 

  1. К какому категориальному слою В.И. Верховин относит категории и сопутствующие им теории, которые отражают структурно-функциональные связи, механизмы взаимодействия и взаимной детерминации различных элементов социальных систем:

а) к первому категориальному слою;

б) ко второму категориальному слою;

в) к третьему категориальному слою;

г) к шестому категориальному слою.

 

  1. Предметная область экономической социологии, с точки зрения В.И. Верховина, может быть определена:

а) как использование специальных методов социологического анализа различных секторов экономики, доминирующих в рамках тех или иных научных парадигм и научных школ;

б) как системное (категориальное) отражение экономической жизни общества с помощью категорий и методов познания, характерных для социологического анализа;

в) как конкретная категориально понятийная система и соответствующая ей система методов познания, с помощью которых «конструируется», интерпретируется и изучается такая область социальной реальности, как экономика;

г) как экономическое поведение, реализуемое в разнообразных индивидуальных, групповых, организационных и массовых формах, детерминируемое и интегрируемое в социальных системах различными специальными институтами, механизмами и ценностями.

 

  1. В.И. Верховин, говоря о проблеме социального «субстрата» экономических процессов, имеет в виду:

а) поведенческий анализ рациональных основ экономического действий и их критериального обоснования;

б) выделение в их структуре той социальной основы, которая является областью исследования социологов;

в) категориальную интерпретацию баланса инновационных, традиционных и рутинных элементов в структуре экономического действия;

г) категориальную интерпретацию институциональных матриц в рамках которых реализуется экономическое действие.

 

  1. Какой из институтов, формирующих «социальный порядок» экономических отношений, обеспечивает «сцепление» экономических ресурсов с экономическими субъектами?

а) институт денег;

б) институт экономического обмена;

в) институт собственности;

г)  институт контрактных отношений.

 

  1. Проблема «соотнесенности», «взаимной детерминации» человеческих (экономических) действий и тех институтов, которые их регламентируют, нормируют и регулируют, заключается в том, что:

а) соотнесенность индивидуальных действий с действиями других является имманентным свойством существования их «носителей» как первичных институциональных единиц общества;

б) любые социальные институты становятся социальной реальностью только через действия людей;

в) взаимосвязь индивидуального экономического действия предполагает его взаимосвязь с другими человеческими действиями, что порождает многообразную систему усложняющихся отношений внутри социального сообщества;

г) индивидуальные действия конкретного человека являются лишь одним из вероятностных элементов строения институциональных структур, воспроизводимых за гораздо более длительный исторический промежуток времени.

 

  1. Изучение проблемы субъекта (актора) экономического действия включает, по мнению В.И. Верховина, следующие важнейшие аспекты:

а) социологический анализ экономических субъектов, являющихся традиционным предметом экономической теории;

б) теоретический анализ категории «социальный (экономический) субъект»;

в) функционально-ролевую трактовку социальных носителей экономической активности, которые дифференцируются по уровням специализации и являются контрагентами экономического обмена;

г)  интерпретацию ограничений и лимитов экономического выбора.

  1. С точки зрения В.И. Верховина, для изучения проблемы социального (экономического) неравенства (стратификации) необходимо «расширение» классических основ теории социальной стратификации путем интерпретации таких «чисто экономических» категорий, как:

а) корпорация;

б) монополия;

в) конкуренция;

г) фирма.

 

  1. С точки зрения В.И. Верховина, проблема экономической культуры заключается в том, что:

а) разум «обслуживает» действующих субъектов, которые первичны по отношению к ценностям;

б) рациональность экономического выбора определяется системой предпочтений, которые задаются в рамках определенной экономической культуры;

в) разум «обслуживает» ценности, которые первичны по отношению к действующим субъектам ;

г) человек принимает решение только исходя из своих текущих потребностей.

  1. М.Вебер выделил следующие основные элементы экономического действия:

а) планирование (в узком смысле – калькуляцию);

б) целеполагание (ориентация на получение выгоды);

в) техника (технология);

г) альтруизм (ориентация на общественный интерес).

 

  1. М. Вебер считал, что легитимность конкретного социального порядка, определяющего любой вид социального поведения – это:

а) система представлений о социальном порядке, отправляясь от которых люди ведут себя по отношению к нему определенным образом, тем самым и сообщая силу соответствующим законам;

б) вероятность фактической ориентации социальных действий на их представление о правомерности и законности предъявляемых социальным порядком требований;

в) система представлений об обязательствах, которые каждый человек должен ощущать и ощущает по отношению к своей «профессиональной» деятельности;

г) система совместных действий людей, внутри которой имеет место феномен соотнесения смыслов их совместных действий и ориентация на этот смысл.

 

  1. Из каких предпосылок М.Вебер выводит логику появления рационального механизма легального типа господства (правового государства) и соответствующих ему форм социальной организации общества?

а) свободный рыночный обмен;

б) рациональная организация производства и обмена;

в) свободный труд;

г) легализация и легитимация системы прав частной собственности.

 

  1. На каких формах должно, по мнению М.Вебера, базироваться капиталистическое хозяйство в своем наиболее развитом виде?

а) на рациональной организации капитала;

б) на патримониальной форме;

в) на рациональной организации труда;

г) на форме монополии.

  1. По мнению В.В. Радаева, более или менее упорядоченный взгляд на хозяйство, или системное мировоззрение, в котором сплетаются когнитивные, нормативные и символические элементы – это:

а) идеологическая система;

б) экономическая программа;

в) массовое сознание;

г) хозяйственная идеология.

 

  1. Укажите характеристики консерватизма!

а) утверждение индивидуальной независимости, или автономности хозяйственных агентов, рационально следующих своим эгоистическим интересам;

б)  хозяйственный агент не автономен, а его свобода сопряжена с осознанием ответственности, налагаемой на него высшим хозяйственно-политическим порядком;

в) утверждение принципа строгой иерархии, неизбежности экономического неравенства, освященного правом и традицией, «чувством служения» ;

г) подчеркивание сквозной исторической преемственности в социально-экономическом развитии.

 

  1. Укажите характеристики либерализма!

а) утверждение индивидуальной независимости, или автономности хозяйственных агентов, рационально следующих своим эгоистическим интересам;

б)  хозяйственный агент не автономен, а его свобода сопряжена с осознанием ответственности, налагаемой на него высшим хозяйственно-политическим порядком;

в) предлагает саморегулирующийся рынок и механизм свободной конкуренции в качестве идеального хозяйственного порядка;

г) государству отводится роль «ночного сторожа», охраняющего права соревнующихся индивидов и отпугивающего желающих нарушить условия свободной конкуренции, а также роль «врача», смягчающего ее побочные эффекты и оказывающего «первую помощь» пострадавшим .

 

  1. Укажите характеристики демократизма!

а) принцип народного суверенитета ;

б) основная задача государства – защитить слабых, предоставив гарантированное обеспечение минимально необходимых условий для жизнедеятельности: право на жизнь, на труд и отдых, на минимум средств существования и элементарную информированность о происходящем;

в) рассматривается как реализация индивидуализма посредством коллективной организации при стержневой роли института самоуправления частных собственников;

г) установление относительно прогрессивных шкал налогообложения доходов в противоположность «аристократическому» единонаследию и концентрации богатства.

 

  1. Укажите характеристики социализма!

а) стремление к максимально возможному социально-экономическому равенству не только в стартовых позициях, но и во владении ресурсами, в трудовой деятельности и распределении благ, допуская лишь те формы неравенства, которые проистекают из технологического уровня разных производств или из природных способностей работников;

б)  отрицание частной собственности и обобществление материальных факторов производства;

в) старается ограничивать эгалитарные установки сферой политики и права;

г) рассмотрение государства, как важнейшего инструмента хозяйственного регулирования, как машины внеэкономического принуждения и перераспределения значительной доли хозяйственных ресурсов.

 

  1. Как отмечает В.В. Радаев, наиболее успешным для развитых западных обществ оказался гибрид либерализма и обновленного консерватизма, дополненный социалистическими и демократическими элементами в качестве подпитывающих «оппозиционных» идеологий, в котором сочетаются:

а) слабая государственность;

б) свобода хозяйственной деятельности;

в) защита слабых;

г) сильная государственность.

  1. Укажите принцип, соответствующий идеологии консерватизма!

а) всеобщее равенство;

б) полноправное членство;

в) индивидуальная свобода;

г) органическое единство.

 

 

 

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Тест по биологии. Органоиды клетки

1.Кто первый сформулировал клеточную теорию строения живых организмов:  а) Г.И. Мендель   б) Ч.Р. Дарвин   в)…

3 года ago

Особенности развития банковской системы России | Курсовая

ВВЕДЕНИЕ Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во…

5 лет ago

Тесты по геометрии по материалу первого урока за 7 класс

Тесты по первому уроку геометрии. 1. Геометрия – это наука, изучающая… А) числа и их…

5 лет ago

Сочинение по Ромео и Джульетта — К чему может привести вражда между людьми

Любому человеку трудно признаться в том, что он не прав. Поэтому люди предпочитают молчать и…

5 лет ago

Уравнения — тест с ответами 5й класс математика

В копилку учителя математики, тесты по теме: «Уравнения». 2 варианта по 10 вопросов в каждом,…

5 лет ago

Что делать если скучно на уроке | чем заняться и развеселиться

Двадцать первый век – век новых технологий. Общество шагает вперед в плане цивилизации. Появляются новые…

5 лет ago