1.Родоначальником теории стратификации считают:
а) П.Сорокина
б) К.Маркса
в) М.Вебера
г) Т.Парсонса
2.М.Вебер выделял следующие виды социального действия (укажите все правильные варианты):
а) целерациональное
б) ценностно-рациональное
в) аффективное
г) девиантное
3.Определите, кому из мыслителей принадлежит мысль о том, что естественное состояние человечества – это «война всех против всех»:
а) Ф.Аквинскому
б) М.Веберу
в) Т.Гоббсу
г) Н.Макиавелли
4.Автором социологической теории бюрократии является:
а) Ф.Тённис
б) М.Вебер
в) Э.Гидденс
г) А.Кравченко
5.Родоначальниками теории гражданского общества можно назвать:
а) К.Маркса и Ф.Энгельса
б) Т.Гоббса и Дж.Локка
в) П.Лаврова и П.Ткачёва
г) Р.Дарендорфа и Л.Козера
6.Термин «социология» ввёл в научное употребление:
а) О.Конт
б) М.Вебер
в) Г.Спенсер
г) Э.Дюркгейм
а) понимающая социология
б) позитивизм
в) интеракционизм
г) этнометодология
8.Понятие «социальная аномия» ввёл:
а) М.Вебер
б) Э.Дюркгейм
в) О.Конт
г) Г.Спенсер
9.Систему социологических взглядов Г.Спенсера называют:
а) понимающей
б) органической
в) неорганической
г) традиционной
10.В западной социологии XX века можно выделить следующие направления (укажите все правильные варианты):
а) неопозитивизм
б) структурный функционализм
в) иррационализм
г) бихевиоризм
11.Автором концепции постиндустриального общества является:
а) Д.Белл
б) Дж.Хоманс
в) Л.Козер
г) К.Маркс
12.Представителями психологического направления в русской социологической мысли конца XIX-начала XX века были (укажите все правильные ответы):
а) П. Струве
б) Л. Петражицкий
в) Е. де Роберти
г) П. Сорокин
13.К.Маркс разработал:
а) цивилизационный подход к обществу;
б) теорию трёх стадий;
в) формационный подход к обществу
г) культурологический подход к обществу
14.Термин «теории среднего уровня» был введен в социологию:
а) П. Сорокиным
б) Э. Дюркгеймом
в) Р. Мертоном
г) К. Марксом
15.Предметом социологии является:
а) политическая система
б) общество
в) межличностные отношения
г) производственные отношения
16.В структуре социологического знания можно выделить следующие уровни (укажите все правильные ответы):
а) теоретическая социология
б) теории высшего уровня
в) теории среднего уровня
г) прикладная социология
17.Соответствие между гипотезами, выдвинутыми Дж.Хомансом для объяснения социального действия, и их пониманием:
ценности | чем ценнее вознаграждение, тем выше вероятность повторения действия
|
фрустрации-агрессии | не получив награду, личность возмущается |
успеха | действие должно быть разумным и понятным |
голодания-насыщения | чем чаще получалось вознаграждение, тем быстрее развивается привыкание |
стимула | действие, которое вознаграждается, имеет тенденцию к повторению |
18.Соответствие между характеристиками этапов социального развития этноса, по Н.Данилевскому, и их названиями:
становление некоторых организационных форм жизни этноса | этнографический
|
расцвет | культурный |
становление | государственный |
естественный конец | угасающий |
19.Соответствие между отраслями социологии и их характеристикой:
практическая социология | взаимодействие человека с окружающей средой, с учетом природных и социальных процессов, и их результатов |
социология права | социальные свойства и социальная роль права как средство социальной регуляции |
политическая социология | социальные действия и отношения в политической сфере |
20.Последовательность развития общественно-экономических формаций, по К.Марксу:
а) первобытнообщинная
б) рабовладельческая
в) феодальная
г) капиталистическая
д) коммунистическая
21.С точки зрения марксизма, понятие базиса общества включает в себя (укажите все правильные варианты):
а) производительные силы
б) производственные отношения
в) образование
г) политическую сферу
22.Духовная сфера жизни общества включает в себя (укажите все правильные варианты):
а) культуру
б) науку
в) производство
г) религию
23.Социальная мобильность замедляется в периоды:
а) стабилизации в обществе
б) революций, гражданских войн
в) иностранной интервенции
г) реформ
24.Горизонтальная мобильность означает:
а) повышение социального статуса
б) понижение социального статуса
в) социальное перемещение при сохранении статуса индивида
г) сумма социальной мобильности индивида в течение жизни
25.Высокий уровень эмоциональности взаимоотношений отличают группы:
а) вторичные
б) первичные
в) рефрентные
г) квазигруппы
26.Во вторичных группах в человеке ценят прежде всего:
а) его индивидуальность
б) его эмоциональность
в) его функциональность
г) его внутренний мир
27.Если под одной крышей живёт несколько родственных семей, больше двух поколений, такая семья называется:
а) нуклеарной
б) расширенной
в) супружеской
г) полигамной
28.Главное предназначение социальных институтов:
а) удовлетворять общественные потребности, придавать обществу стабильность
б) обеспечивать обществу динамизм, подвижность, изменчивость
в) давать дипломы выпускникам
г) обеспечивать господство одной политической силы
29.Достигаемым называется статус, который:
а) приобретается через личные усилия и конкуренцию
б) достаётся при рождении
в) навязывается обществом вне зависимости от усилий личности
г) указывает на место индивида в политической системе общества
а) в VIII-VI вв. до н.э. в результате неолитической революции
б) в XVIII в. в результате промышленной революции
в) в 1917 г. в результате социалистической революции
г) во второй половине XX в.
а) организации – это, прежде всего, социальные группы, ориентированные на достижение взаимосвязанных и специфических целей
б) организации свойственна высокая степень формализации их внутренней структуры в том смысле, что правила, регламентация, распорядок охватывают практически все сферы поведения ее членов
в) в организации основное значение придается индивидуальным личным качествам, а не умению выполнять определенные функции
г) организации присуще наличие координирующего и управляющего органов
а) уровень полученного образования
б) социальные революции
в) физические и умственные способности
г) внешние данные
а) наличие ценностно-нормативных стандартов
б) наличие иерархической структуры
в) монорелигиозность
г) наличие возможности вертикальной мобильности для индивида
а) ограниченное число членов группы
б) нестабильность состава
в) большая интенсивность взаимодействия членов группы
г) производственный статус
а) референтной
б) номинальной
в) статистической
г) реальной
а) состоит из мужа, жены и детей
б) включает представителей нескольких поколений
в) всегда включает представителей только одного поколения
г) является формой полигамного брака
а) социальным взаимодействием
б) социальным прогрессом
в) социальной мобильностью
г) социальным регрессом
а) расстояние между двумя соседними статусами
б) несоответствие между статусом и ролью
в) процентная доля населения, участвующая в социальных перемещениях
г) количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам
а) армия
б) демонстрация
в) церковь
г) собственность
а) родство
б) ранжирование
в) стратификация
г) дифференциация
а) кастовая
б) рабовладельческая
в) сословная
г) классовая
а) взаимодействие индивидов
б) межличностные отношения
в) формы управления
г) устойчивые формы организации совместной деятельности
а) совокупность статусов и ролей
б) социальная система
в) взаимодействие людей
г) формы управления
а) простому и сложному
б) первобытнообщинному и рабовладельческому
в) индустриальному и постиндустриальному
г) аграрному и индустриальному
а) наличие территории, совпадающей с государственными границами
б) наличие разделения властей
в) общность культуры
г) самодостаточность
а) ролевое поведение
б) ролевой конфликт
в) ролевой набор
г) столкновение ролей
а) от рождения до поступления в школу
б) во время обучения в школе
в) от рождения до глубокой старости
г) в процессе трудовой деятельности
а) формирование личности
б) формирование темперамента
в) получение образования
г) реализация индивидом активного избирательного права
а) исключительно биологические
б) исключительно социальные
в) совокупность биологических и социальных факторов
г) ни те, ни другие
а) изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу
б) мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы
в) популярную и эстрадную музыку, цирк, любовно-сексуальные романы, триллеры, газетные «сенсации» и т.д.
г) строения, памятники, автомобили, книги и т.д.
а) элитарная
б) народная
в) массовая
г) контркультура
а) государство
б) семья
в) этническая группа
г) СМИ
а) теория культурного переноса
б) теория аномии
в) теория стигматизации
г) теория физических типов
а) социальные ценности
б) язык и знаковая система
в) правовая система
г) социальные нормы
а) требование правительства к гражданам соблюдать установленные законы
б) юридические документы, содержащие законодательные постановления
в) предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения
г) публичное одобрение со стороны официальных организаций
а) только наказания
б) только поощрения
в) наказания и поощрения
г) ни то, ни другое
а) публичное одобрение со стороны официальных организаций
б) наказания, предусмотренные правовыми актами
в) публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций
г) наказания, не предусмотренные официальными инстанциями
а) преступным
б) отклоняющимся
в) максимально одобряемым в обществе
г) формой поведения в традиционном обществе
а) только воздействие индивида на общество
б) только воздействие общества на индивида
в) отсутствие взаимного воздействия индивида и общества
г) двусторонний процесс воздействия общества на индивида и индивида на общество
а) совокупность всех статусов, принадлежащих одному индивиду
б) совокупность всех ролей, принадлежащих одному статусу
в) совокупность всех статусов, существующих в обществе
г) права, которые имеет индивид, занимающий определённый статус
а) наиболее характерный для данного индивида статус
б) положение индивида в малой группе
в) гражданский статус человека
г) национальность
а) доход
б) престиж
в) семейное положение
г) авторитет
а) дистанцирование от роли
б) промежуточное звено между статусом и ролью
в) максимальное слияние с ролью
г) динамическая сторона статуса
а) действие
б) девиантное
в) ролевое
г) организованное
а) ролевую концепцию
б) поведенческую концепцию
в) структурный функционализм
г) теорию «зеркального «Я»
а) подсознание
б) самосознание
в) мегасознание
г) сверхсознание
а) коммуникационный
б) социальный
в) экономический
г) политический
десоциализация | процесс отучения от старых норм, ценностей, ролей и правил поведения |
социализация | процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей |
ресоциализация | процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых |
а) конкуренция
б) кооперация
в) сотрудничество
г) конфликт
а) К.Маркса
б) А.Тойнби
в) Э.Дюркгейма
г) Д.Белла
а) доиндустриальное общество
б) восточное общество
в) американское общество
г) постиндустриальное общество
а) по восходящей
б) по нисходящей
в) циклическое
г) обратное
а) доиндустриальное общество
б) индустриальное общество
в) постиндустриальное общество
г) социалистическое общество
а) теория социального конфликта Р.Дарендорфа и Л.Козера
б) структурный функционализм Т.Парсонса
в) марксистская социологическая теория
г) психоаналитическая концепция
а) моментом собственного развития страны
б) ответом на внешний вызов со стороны более развитых стран
в) способом «догоняющего» развития
г) способом развития культурного своеобразия страны
а) определяющее влияние экономических условий на социальную структуру общества
б) зависимость политики государства от действий местных властей
в) взаимозависимость между обществом и окружающей, природной средой
г) влияние, которое человек оказывает на географическую среду
а) является частью научно-технического прогресса
б) знаменует попятное движение общества
в) указывает на то, что разные народы движутся во времени с различной скоростью
г) глобальный процесс, знаменующий движение человеческого общества на всём протяжении исторического времени
игра | конфликт в рамках правил |
схватка | непримиримые противоречия и можно рассчитывать на победу |
дебаты | возможен спор и обе стороны могут рассчитывать на компромисс |
79.Соответствие между авторами и разработанными ими признаками определения типизации развития обществ:
Г.Ленски, Дж.Ленски | способ добывания средств к существованию |
Н.Данилевский, О.Шпенглер | культурно-исторический тип |
Д.Белл, Э.Тоффлер | уровень развития техники и технологии |
К.Маркс, Ф.Энгельс | способ производства материальных благ |
а) неолитический
б) промьшленный
в) менеджеров
г) компьютерный
а) клан
б) семья
в) род
г) племя
д) народность
е) нация
метафизическая | явления природы и общества объясняются при помощи абстрактных философских принципов |
теологическая | явления природы и общество объясняются действием сверхъестественных сил |
позитивно-научная | исследование реальных фактов |
а) субъект
б) объект
в) респондент
г) испытуемый
а) вопросы на темы, связанные с государственной тайной
б) вопросы на темы, ранее не исследовавшиеся
в) вопросы, предполагающие выбор ответа из ограниченного числа вариантов
г) вопросы, предполагающие выбор ответа из неограниченного числа вариантов
а) единицы отбора
б) выборочная совокупность
в) генеральная совокупность
г) континуум
а) формулировка задач
б) выделение категорий и единиц содержания
в) сведение грамматических структур к единым формам
г) обеспечение сопоставимости полученных данных
а) подготовка исследования
б) сбор первичной социологической информации
в) подготовка собранной информации к обработке и ее обработка
г) анализ обработанной информации
д) подготовка отчета по результатам исследования
объединяет на основе идентичных оценок большие аудитории | интегративная
|
служит для оценки по различным вопросам | экспертная
|
оказывает влияние на социальное поведение | регулятивная
|
а) исторический
б) контент-анализ
в) эксперимент
г) наблюдение
а) включённое
б) невключённое
в) выключенное
г) независимое
выборочная совокупность | совокупность единиц, отобранных для исследования, по которой можно судить обо всем объекте |
репрезентативность выборки | соответствие структуры выборки структуре генеральной |
генеральная совокупность | все множество объектов исследования |
квантификация | числовое выражение качественных признаков исследуемых социальных объектов |
корреляция | связь между несколькими социальными переменными исследования |
социальная квота | доля, часть элементов социального объекта, отобранных для
социологического изучения н анализа |
метод | последовательность операций, общая система действий и способов организации исследования |
техника | совокупность специальных приемов для эффективного использования различных методов исследований |
социологическое исследование | система процедур, проводимых с целью получить точные объективные данные об изучаемом явлении |
процедура | совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь |
Правильные ответы выделены курсивом. Правильность выполнения тестов контролируется самим студентом и (при необходимости) совместно студентом и преподавателем, ведущим данную дисциплину. Критериями оценки являются:
«отлично» — не менее 90% правильных ответов;
«хорошо» — не менее 70% правильных ответов;
«удовлетворительно» — не менее 55% правильных ответов.
1.Кто первый сформулировал клеточную теорию строения живых организмов: а) Г.И. Мендель б) Ч.Р. Дарвин в)…
ВВЕДЕНИЕ Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во…
Тесты по первому уроку геометрии. 1. Геометрия – это наука, изучающая… А) числа и их…
Любому человеку трудно признаться в том, что он не прав. Поэтому люди предпочитают молчать и…
В копилку учителя математики, тесты по теме: «Уравнения». 2 варианта по 10 вопросов в каждом,…
Двадцать первый век – век новых технологий. Общество шагает вперед в плане цивилизации. Появляются новые…
View Comments
норм