Тест по истории русского языка с ответами

2 курс

 

  1. Древнерусский язык относится
    • к севернославянской ветви
    • южнославянской
    • восточнославянской +
    • западнославянской

 

  1. Основным источником для изучения истории языка являются
    • говоры и топонимы
    • древнерусские тексты и говоры +
    • заимствования и говоры
    • топонимы и древнерусские тексты

 

  1. Самым ранним фонетическим процессом письменного периода является
    • процесс падения редуцированных
    • отвердение шипящих
    • вторичное смягчение полумягких согласных +
    • 1 палатализация

 

  1. В древнерусском языке гласных фонем, учитывая разные точки зрения было
    • 10 или 11 +
    • 7 или 8
    • 8 или 9
    • 9 или 10

 

  1. В ДРЯ заднеязычные согласные были
    • только мягкими
    • только твердыми, но могли позиционно смягчаться
    • только твердыми и не имели позиционных изменений +
    • парными по твердости // мягкости

 

  1. Укажите пример с правильным слоговым членением на момент 11 века
    • Кон – ьч – и — ти
    • Ко – ньч – и – ти
    • Ко – нь – чи – ти +
    • Конь – чи – ти

 

  1. Укажите ряд примеров с правильным морфемным членением
    • оукор – и – хъ, слав – ьн – ъ, моуж- ьск – ъ, от –ъ мьшт- ени – е
    • оукор – и – хъ, слав – ьн – ъ, моуж- ьск – ъ, отъ – мьшт – ение
    • моуж- ьск – ъ, отъ – мьшт – ение, оу- кор- и- х – ъ, слав – ьн — ъ
    • моуж- ьск – ъ, отъ – мьшт – ени — е, оу- кор- и- х – ъ, слав – ьн – ъ +

 

  1. е закрытое (h) – гласный
    • переднего ряда, нижнего подъема, лабиализованный,
    • переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный +
    • непереднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный

 

  • непереднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, носовой.

 

  1. В данном ряде: лужок, пожатие, девичий, княжеский, волчий, вещать
    • содержатся результаты йотового смягчения, 1 палатализации +
    • результаты йотового смягчения
    • йотового смягчения, 1 палатализации, 2 палатализации
    • 1 палатализации, вторичного смягчения полумягких согласных

 

  1. Найдите ряд слов, в котором есть старославянские слова:
    • Лодья, влъкъ, ворота, ношть, гражданин, юноша +
    • Лодья, вълкъ, озеро, ночь, горожанин, уноша
    • Лодья, волк, ворота, ночь, горожанин, олень
    • Лодка, вълкъ, ворота, ночь, робота, я.

 

  1. Найдите пример, в котором неправильно прокомментирован процесс падения редуцированных (возможно, отсутствует какое-либо звено в системе рассуждений)

 

  • дроу’жьба → дружба
  • истьба’→истба→исба→изба
  • чьсти’ти→честити→честь +
  • Пример отсутствует

 

  1. Найдите пример с правильной транскрипцией фразы «Лице свое скрывает день, и влажна ночь меж звезд лежит » на момент 11 века
    • [л’иц’э своjэ скрываjэт д’эн’ь, и влажна ноч’ь м’еж звěзд леж’ит]
    • [л’иц’э своjэ скрываjэт.ь д’ьн’ь, и влаж’ьна ноч’ь м.еж’ь звěздъ леж’ит.ь] +
    • [л’иц’э своjэ скрываjэт’ь д’ьн’ь, и влаж’ьна ноч’ь м’еж’ь звěздъ леж’ит’ь]
    • [л’иц’э своjэ скрываjэт д’эн’ь, и влаж’ьна ноч’ь м’ежъ звěздъ леж’итъ]

 

  1. Процесс третьей лабиализации – это
    • переход заднеязычных Г, К, Х в З, Ц, С.
    • вторичное смягчение полумягких согласных
    • переход [е] в [‘о] после мягких перед твёрдыми согласными в русском языке +
    • вариант отсутствует

 

  1. Процесс падения редуцированных происходил
    • начало XI в. – конец XIII в.
    • конец XII в. – начало XIV в.
    • II половина XI в. – начало XIII в. +
    • II половина XI в. – ещё не закончился

 

  1. Отвердение шипящих произошло в
    • XIV в. +
    • XVI в.
    • XV в.
    • Ещё не произошло
  1. Следующие пары слов перья – пёрышко, лебедь – лебёдушка, ель – ёлка отражают фонетический процесс

 

  • процесс падения редуцированных
  • професс утраты е закрытого (ять)
  • утраты количественных различий
  • 3 лабиализации +

 

  1. Найдите ряд слов, где не было исконного h

 

  • дед, лес, беда
  • дитя, сидеть, мизинец
  • пень, умер, чтец +
  • дело, сено, белый

 

  1. Найдите верную транскрипцию на начало 15 в.
    • Том же л’ěт’ě по гр’ěхом нашим придоша языц’ы н’езнаjэм’и.
    • Том же л’ěт’ě по гр’ěхом нашым придоша языц’и н’езнаjэм’и. +
    • Том же лěтě по грěхом нашым придоша языци незнаjэми.
    • Томъ же лете по грехомъ нашимъ придоша языцы незнаеми.

 

 

  1. Найдите пример, где не было редуцированного
    • старый
    • седло
    • собор
    • пример отсутствует +

 

  1. плъкъ – пълкъ — это пример,
    • отражающий явление полногласия
    • содержит слогообразующий плавный +
    • в сочетании с плавным должен быть исконный о
    • содержит ошибочное написание

 

  1. Самая безграмотная древнерусская грамота
    • Договорная грамота смоленского князя Мстислава Давидовича с Ригою и Готским берегом 1229 г. +
    • Грамота великого князя Мстислава Володимировича и его сына Всеволода (около 1130 г)
    • Русская правда по Новгородской Кормчей 1282 г.
    • Свинцовая грамота

 

  1. Какой из предложенных вариантов слов не является следствием падения редуцированных
    • метла
    • пчела +
    • тёмный
    • являются все

 

  1. Найдите 20 букву кириллицы
    • покой
    • рьцы
    • слово +

 

4)твердо

 

 

  1. Найдите ряд слов, который не содержит родственные:

 

  • пешком – опешить, близорукий – подозрительный – зрачок
  • обаяние – басня – баять – баюшки-баю
  • жажда – жадность, шлем – ошеломить
  • водить – вести – водка +

 

  1. Отвердение ц произошло в

 

  • XVIII в.
  • XVII в.
  • XVI в. +
  • XV в.

 

  1. Какое слово пропущено: како, … , мыслите
    • людиiе +
    • рьци
    • онъ
    • тврьдо

 

  1. На момент 11 века по месту образования согласные были в основном

 

  • губные
  • переднеязычные +
  • среднеязычные
  • заднеязычные

 

  1. На момент 11 века звук м

 

  • был всегда твёрдым
  • был всегда мягким
  • был твёрдым, но мог позиционно смягчаться +
  • имел пару по твёрдости-мягкости

 

  1. Сложные фонемы ж’д’, ш’т’ по месту образования являются
    • губными
    • переднеязычными +
    • среднеязычными
    • заднеязычными

 

  1. По способу образования согласные ц’, ч’ на момент 11 века являются
    • взрывными
    • фрикативными (щелевыми)
    • аффрикаты +
    • смычно-проходные

 

  1. Гласный а

 

  • нижнего подъёма +
  • среднего подъёма
  • средне-верхнего подъёма
  • верхнего подъёма

 

  1. Гласный и

 

  • переднего ряда +
  • среднего ряда
  • заднего ряда
  • непереднего ряда

 

  1. Развитие протетических согласных перед начальным гласным – характерная черта

 

  • южнославянских диалектов
  • восточнославянских диалектов +
  • севернославянских диалектов
  • западнославянских диалектов

 

  1. Пару по твёрдости \ мягкости на момент 11 века не имели следующие согласные:

 

  • С
  • Р
  • Л
  • М +

 

  1. Пару по глухости \ звонкости на момент 11 века не имели следующие согласные:

 

1) Б

2) Д

3) Ж’Д‘

4) Д +

 

  1. Какая из перечисленных позиций указывает на слабый редуцированный:

 

  • односложное слово
  • перед слогом со слабым редуцированным
  • перед слогом с сильным редуцированным +
  • сочетание с плавным

 

  1. Какая из перечисленных позиций указывает на сильный редуцированный: 1) абсолютный конец слова 2) перед слогом с сильным редуцированным 3) в сочетании с плавным +

 

4) безударная позиция перед гласным полного образования

 

  1. Звук ă индоевропейского языка на славянской почве превратился в звук: 1) а + 2) ъ 3) ь 4) о

 

 

 

 

 

  1. Звук ě индоевропейского языка на славянской почве превратился в звук: 1) а 2) ъ 3) е+ 4) о

 

  1. Звук ĭ индоевропейского языка на славянской почве превратился в звук: 1) ъ 2) ы 3) ь+ 4) и

 

 

 

 

 

  1. Звук ū индоевропейского языка на славянской почве превратился в звук: 1) ы+ 2) ъ 3) ь 4) и

 

 

 

 

 

  1. Чередование муха \ мушка отражает результат:

 

  • 1 палатализации +
  • 2 палатализации
  • 3 палатализации
  • йотовой палатализации

 

  1. Пример: «Почить в бозе». Он отражает результат: 1) 1 палатализации 2) 2 палатализации+ 3) 3 палатализации

 

4) йотовой палатализации

 

  1. Чередование девка – девица отражает результат: 1) 1 палатализации 2) 2 палатализации 3) 3 палатализации +

 

4) йотовой палатализации

 

  1. Полумягкие согласные смягчаются в:
  • 9 веке
  • 11 веке +
  • 13 веке
  • 14 веке

 

  1. После процесса падения редуцированных ъ преобразовался в гласный полного образования. Какой?

 

  • а
  • о +
  • е
  • и

 

  1. После процесса падения редуцированных ь преобразовался в гласный полного образования. Какой?

 

  • а
  • о
  • е +
  • и

 

  1. Закон открытого слога был характерен:

 

  • и для древнерусского и для старославянского языка +
  • только для древнерусского языка
  • только для старославянского языка
  • не характерен для этих языков

 

  1. Старославянский язык относится:

 

  • к севернославянской ветви
  • южнославянской +
  • восточнославянской
  • западнославянской

 

  1. Определите, какая гласная не могла выступать в абсолютном начале слова в древнерусском языке:

1) и

2) о

3) у

4) е +

 

Ключ к тесту:
1-3 11-3 21-1 31-1 41-1
2-2 12-2 22-2 32-1 42-1
3-3 13-3 23-3 33-2 43-2
4-1 14-3 24-4 34-4 44-3
5-3 15-1 25-3 35-4 45-2
6-3 16-4 26-1 36-3 46-2
7-4 17-3 27-2 37-3 47-3
8-2 18-2 28-3 38-1 48-1
9-1 19-4 29-2 39-3 49-2
10-1 20-2 30-3 40-3 50-4

 

admin

Share
Published by
admin

Recent Posts

Тест по биологии. Органоиды клетки

1.Кто первый сформулировал клеточную теорию строения живых организмов:  а) Г.И. Мендель   б) Ч.Р. Дарвин   в)…

3 года ago

Особенности развития банковской системы России | Курсовая

ВВЕДЕНИЕ Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во…

5 лет ago

Тесты по геометрии по материалу первого урока за 7 класс

Тесты по первому уроку геометрии. 1. Геометрия – это наука, изучающая… А) числа и их…

5 лет ago

Сочинение по Ромео и Джульетта — К чему может привести вражда между людьми

Любому человеку трудно признаться в том, что он не прав. Поэтому люди предпочитают молчать и…

5 лет ago

Уравнения — тест с ответами 5й класс математика

В копилку учителя математики, тесты по теме: «Уравнения». 2 варианта по 10 вопросов в каждом,…

5 лет ago

Что делать если скучно на уроке | чем заняться и развеселиться

Двадцать первый век – век новых технологий. Общество шагает вперед в плане цивилизации. Появляются новые…

5 лет ago