Курсовая работа на тему Конституционно-правовые основы статуса молодежи и государственной молодежной политики



Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

Глава 1. Конституционно-правовые основы статуса молодежи………….……6

    1. Понятие «молодежь» и его толкование в праве………………………..……6

    2. Конституционные права и обязанности молодежи………………………..11

Глава 2.Конституционно-правовые основы государственной молодежной политики…………………………………………………………………………….19

2.1Правовые основы государственной молодежной политики в Российской Федерации………………………………………………………………………..19

2.2 Полномочия федеральных, региональных и местных органов государственной власти в сфере государственной молодежной политики………..…25

Заключение………………………………………………………………………..32

Список использованных источников……………………………………………34

Введение

Молодежь является наиболее подвижной, активной и динамичной частью населения, которая независима от стереотипов и предрассудков прошлых лет, имеет особый конституционно-правовой статус и следующие социально-психологические качества: внутренняя противоречивость; довольно низкий уровень толерантности; неустойчивость психики, а также стремление выделиться и отличаться от других.

Молодежь представляется одной из наиболее незащищенных групп населения в течение двух последних веков. Молодых людей непосредственно затрагивают любые реформы, осуществляющиеся той или иной сферах общественной жизни. Кроме того, эта мало защищенная группа всегда имела большую значимость в жизни государства и общества.

Вопросы, имеющие отношение к работе с молодежью, развитию ее правовой культуры и защите её прав приобретают немалое значение в современных условиях развития и развития правового государства.

Неотъемлемой частью прав человека в целом являются права молодежи. Основой каждого государства всегда являлось молодое поколение. Именно по этой причине изучение прав и свобод молодёжи довольно таки актуально, особенно в условиях демократического правового государства.

Молодые люди представляют собой деятельную социальную силу, в которой заинтересовано государство и общество. Кроме того государство нуждается в молодежи как в поколении, которое, вливаясь в общественную жизнь, является главным участником общественного прогресса.

Отношение к молодежи для общества и государства всегда было актуальным. Оно впитывало в себя освоение новыми поколениями достигнутой ступени развития общества и государства. Ввиду этого отношение выражалось в следующем: во-первых, в какой мере воспринимается жизнь общества и функционирование государства молодым поколением; во-вторых, что нового молодые люди привносят в общественное развитие и государственную деятельность, и какова реакция предыдущих поколений на молодых людей; в-третьих, в какой мере условием развития или условием, затрудняющим развитие государства и общества, становится молодежь.

Значимость молодежи в нынешней России стремительно увеличивается, а в некоторых областях – огромна. Наряду с этим, в условиях изменения современного российского общества и в сформировавшейся социально-экономической ситуации молодое поколение до сих пор остается наиболее незащищенной группой и намного чаще, чем люди более взрослого поколения подвергается отрицательному влиянию со стороны общества, различным радикальным мыслям, а также экстремистским идеям. По этой причине есть смысл сегодня заявлять о необходимости влияния государства на молодежь с целью становления морально и физически развитого индивида, вовлечения молодых людей в политическую и социальную деятельность, поддержку молодежных организаций, которые действуют в интересах России.

На каждом этапе исторического развития выставляются определенные требования к растущему поколению. В связи с этим социум создает условия для успешной интеграции молодежи в общественную структуру. Это претворяться в действительность с помощью государственной молодежной политики.

Специфика положения молодежи в обществе порождает нужду в особой политике касательно нее. Молодежь мало рассматривать в традиционном смысле, лишь в качестве основы будущего общества. Ее нужно рассматривать как неотъемлемую часть современного общества, которая несет в себе особую, не имеющую возможности быть замененной другими социально-демографическими группами, функцию ответственности за сохранность и становление нашей страны, за наследование ее истории и культуры, за жизнь старших и воспроизводство последующих поколений, и в конечном итоге − за выживание людей как культурно-исторических общностей. Особые функции молодежи не могут быть замещены и реализованы какой-либо другой социальной группой.

Цель исследования заключается в следующем: рассмотреть конституционно-правовое положение молодежи, вопросы защиты и обеспечение ее прав и проанализировать конституционно-правовые основы государственной молодежной политики.

Для того, чтобы достигнуть поставленной цели нужно решить следующие задачи:

— определить сущность понятия «молодежь» в праве;

— изучить нормативно-правовые акты, которые регламентируют конституционно-правовое положение молодежи;

— раскрыть конституционные права, свободы и обязанности молодежи;

— рассмотреть правовые основы государственной молодежной политики в Российской Федерации;

— выявить полномочия органов власти разных уровней в сфере государственной молодежной политики.

Объектом исследования являются общественные отношения в сфере установления и регулирования конституционно-правового положения молодежи, появляющиеся в процессе становления и осуществления государственной молодежной политики.

Предметом исследования являются конституционно-правовые основы статуса молодежи и государственной молодежной политики.

Методы исследования:анализ, сравнение, обобщение.

Теоретической базой исследования послужили труды Авилова Я.Д., Лазарева В.В., Лисовского В.Т., Ильинского И.М, Морозова А.И.

Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ, федеральные законы и законы субъектов Российской федерации.

Информационная база исследования основана на учебных пособиях и информационных ресурсах Интернет-порталов.

Структура работы состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников.

Глава 1. Конституционно-правовые основы статуса молодежи

    1. Понятие «молодежь» и его толкование в праве

В настоящее время понятие «молодежь» остается предметом разнообразных толкований. В процессе развития истории человечества и по мере формирования науки и общества, понятие молодежи со временем изменялось и уточнялось.

Долгое время отечественное обществознание не рассматривало молодежь как отдельную социально-демографическую группу. Выделение такой категории населения никак не умещалось в уже имевшиеся соображения о классовой структуре общества, и перечила официальной идеологии о его социально-политическом единстве.

Одним из первых, кто дал дефиницию понятию «молодежь» в 1968 году, был В.Т. Лисовской. Он рассматривал молодёжь как поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодёжи могут колебаться от 16 до 30 лет [23].Позже более полное определение было предоставлено И.С. Коном, который полагал, что молодёжь − это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации [21].

В. Даль в своем толковом словаре (середина XIX в.) рассматривал молодежь как молодых людей обоего пола [16]. В Большой советской энциклопедии под молодежью понималась социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, специфики социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств.

Согласно действующим нормативным документам Российской Федерации на сегодняшний день «молодежь − это граждане в возрасте от 14 до 30 лет включительно, то есть социально активная часть населения, которая представляет собой наиболее перспективную часть наших граждан, желающих обеспечить реализацию своих интересов. Для этой социальной группы характерно: физиологическое взросление; завершение формирования личности; вступление на полноправной основе в основные сферы общественной жизни (экономику, семейные отношения и политику)» [26, с. 5].

Достаточно широко понятие «молодежь» употребляется в нынешней юридической литературе, тем не менее единого подхода к пониманию ее правовой природы, а так же определению ее понятия не существует. В основном исследованием молодежи занимаются следующие науки: психология, ювенология, социология, педагогика. Государство, общество и международные институты по защите прав человека проявляют повышенную заинтересованность, как в самой молодежи, так и в проблеме защиты ее прав. Данный интерес вызвал потребность заняться изучением этой социально-возрастной категории с точки зрения права. Попытки дать трактовку понятию «молодежь», сделав акцент на его правовом статусе неустанно продолжают производиться юристами: «Молодежь − это категория населения в возрасте 14-30 лет, представители которой обладают особым конституционно правовым статусом, специфика которого заключается, с одной стороны, в зависимости от возможности полной и самостоятельной реализации прав, свобод и обязанностей при достижении субъектом определенного возраста, а с другой стороны, в необходимости создания условий и гарантий со стороны государства для использования представителями молодежи всех предоставленных им прав и свобод в полном объеме»[24,с. 169]. Действительно, наличие особого правового статуса можно отнести к специфическим чертам молодежи, однако в Конституции Российской Федерации термин «молодежь» не употребляется [24].

Считается, что на сегодняшний день необходимо создать единый подход к постижению термина «молодежь», что в особенности немаловажно при создании нормативно-правовых и прочих актов государства касательно указанной социально-демографической группы. В наше время это представляется особенно актуальным. Сущность и важнейшие параметры ГМП в стране, ее масштабы, направленность и результативность будут напрямую зависеть от того, какая именно возрастная категория жителей страны будет признана как молодежь.

В связи с тем, что понятие «молодежь» рассматривают различные науки, которые анализируют его по своему, оно имеет непростой и многоаспектный характер. При попытке истолковать данное понятие, разумно выделять два блока вопросов, которые касаются: а) формирования его универсального определения; б) определения границ возраста молодежи.

Несмотря на многократные попытки ученых определить что же такое молодежь, а также разнообразие уже имеющихся определений, дефиниция, которая могла бы отразить особенность конституционно-правового статуса молодежи и какое значение имеет право в жизнедеятельности этой социально-демографической группы, не была разработана. Кроме того, единого мнения о рамках молодежного возраста не существует.

В учебнике под редакцией В.В Лазарева теоретики права, например, четко определяют требования к терминологии, которая употребляется в законах: она должна быть едина, стабильна, термины должны быть общепризнаны, тождественно равны при употреблении в различных правовых актах, принятые обозначения должны быть устойчивы [22]. Терминология, применяемая в законах для обозначения понятия возраста, должна отвечать всем этим требованиям. Раз термин «молодежь» является правовым – его определение должно быть точным и однозначным [24].

При определении понятия «молодежь» в роли важнейшей составляющей мы указываем возраст. Возрастные границы устанавливают размеры дееспособности гражданина, моменты появления у молодого человека обязательства нести юридическую ответственность и помимо этого способности понимать значение своих собственных поступков и давать им оценку. Для этого нужен исчерпывающий анализ норм права, которые регламентируют конституционно-правовой статус молодых людей, а также учреждающих виды юридической ответственности лиц молодежного возраста в зависимости от достижения данными лицами определенного возраста.



В большом количестве нормативно-правовых актов, связанных с проблемами молодежи и государственной молодежной политики, под молодежью понимаются лица в возрасте от 14 до 30 лет. Основными документами, в которых указан такой подход, являются:

1. Постановление Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ», в котором закреплено, что объектом государственной молодежной политики являются лица в возрасте от 14 до 30 лет. Данное определение молодежи использовалось при подготовке федеральных целевых программ, например, «Молодежь России» (была утверждена постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1015 «О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 годы)»).

2. В Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об обще-ственных объединениях» указывается, что членом молодежного обществен-ного объединения могут быть граждане, «достигшие 14 лет» (нижняя план-ка), а в Федеральном законе от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» закрепляется, что помощь оказывается объединениям граждан в «возрасте до 30 лет» (верхняя планка) [24].

3. В Основах государственной молодежной политики РФ (утв. Распоряжением от 29 ноября 2014 года №2403-р.) указывается, что молодежь – это группа, которая «включает лиц в возрасте от 14 до 30 лет».

На данный момент в большинстве субъектов Российской Федерации принято более семидесяти законов о молодежи и молодежной политике [18]. В большинстве из них, в том числе и в Оренбургской области (Закон Оренбургской области от 1 сентября 2006 года N 579/107-IV-ОЗ «О государственной молодежной политике в Оренбургской области»), молодежь определяется как возрастная группа от 14 до 30 лет (более 80 процентов). В Ханты-Мансийском автономном округе − Югре и Удмуртской Республике в законодательстве о молодежной политике указывается, что она реализуется в отношении лиц в возрасте от 14 до 30 лет (включительно).

Итак, при рассмотрении действующего федерального и регионального законодательства мы установили, что законодатель определяет возраст молодежи в рамках от 14 лет (нижний предел) до 30 лет (верхний предел).

На основе анализа норм действующего законодательства Российской Федерации, определяющего права и обязанности молодежи, а также возраст, с которого наступают определенные виды юридической ответственности, можно предложить следующую трактовку понятия «молодежь». «Молодежь − это категория населения в возрасте 14-30 лет, представители которой обладают особым конституционно правовым статусом, специфика которого заключается, с одной стороны, в зависимости от возможности полной и самостоятельной реализации прав, свобод и обязанностей при достижении субъектом определенного возраста, а с другой стороны, в необходимости создания условий и гарантий со стороны государства для использования представителями молодежи всех предоставленных им прав и свобод в полном объеме»[24,с. 169].

    1. Конституционные права и обязанности молодежи

В Конституции Российской Федерации (статья 2) указывается, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – это обязанность государства [1]. Данное конституционное положение полностью распространяется на представителей молодежи, численность которых на 2014 год составляла 33,22 млн. граждан [3]. На сегодняшний день существенную долю всего трудоспособного населения страны составляет молодежь, которая так же оказывает интенсивное содействие государственному строительству. Таким образом, защита прав молодежи представляется особенно актуальной в целях дальнейшего становления демократического общества и построения правового государства в Российской Федерации.

Ввиду того, что представители данной группы относятся к одной из самых мало защищенных групп населения и подвержены отрицательному воздействию со стороны общества намного чаще, нежели люди старшего поколения, права молодежи удостаиваются особого внимания в юриспруденции [15].

Когда мы говорим о молодежи, а также ее правах и обязанностях, следует понимать, что молодежь, как совокупность индивидуумов, не может анализироваться как субъект прав и обязанностей. Именно поэтому понятие «молодежь» употребляется как собирательное, имеется в виду, что носителем надлежащих прав и обязанностей является лицо молодежного возраста.

Субъект молодежь достаточно специфичен. Его особенность проявляется в том, что молодежь − это социально-демографическая группа людей с установленными возрастными рамками. Представителем молодежи считается тот, чей возраст не равен тридцати годам. Кроме того особенностью является и то, что молодежь в зависимости от своего возраста подразделяется на следующие категории:

  1. несовершеннолетнее лицо, не достигшее восемнадцати лет (по общему правилу): ребенок или малолетний (не достигший 14 лет) и подросток (в возрасте от 14−18);

  2. совершеннолетний молодой человек, лицо в возрасте от восемнадцати до тридцати лет [15].

Несовершеннолетние лица являются особым объектом защиты государства. Дело в том, что дети и подростки, которые не достигли возраста восемнадцати лет, не всегда полностью могут понимать смысл своих поступков. Особая защита вышеуказанных лиц выражается, в том, что государство установило и гарантирует те права, которые являются для несовершеннолетних самыми важными: право ребенка жить и воспитываться в семье, право на защиту, право на общение с родителями и другими родственниками, право молодых граждан на гарантированное получение социальных услуг и так далее. Таким образом государство способствует предупреждению нарушения прав и свобод лиц в возрасте до 18 лет.

Конституционно-правовой статус лиц в возрасте от восемнадцати до тридцати лет проявляется в их полной общей правосубъектности.

Основными правами и свободами человека и гражданина, закрепленными в Конституции РФ, являются:

— Право на жизнь (ст. 20 Конституции РФ) является основным, неотчуждаемым правом, которое принадлежит человеку с рождения, а так же гарантирует и защищает одну из главных ценностей личности и общества − человеческую жизнь.

— Право на охрану достоинства личности (ст. 21 Конституции РФ). Конституция Российской Федерации гласит, что ни один человек не должен становиться объектом пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания. Кроме того ни один человек не может без добровольного на то согласия быть подвергнут научным, медицинским или иным опытам и экспериментам;

— Право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22 Конституции РФ) устанавливает, что человек имеет возможность свободно распоряжаться собой, своим свободным временем, без затруднений пользоваться своими правами и выбирать любую меру и вид поведения в рамках закона. Человек может быть арестован или заключён под стражу только на основании судебного решения. До судебного решения человек может быть задержан на сорок восемь часов. Ограничение или лишение свободы допускается лишь по приговору суда и только за те преступления, которые предусмотрены Уголовным кодексом Российской Федерации. Неприкосновенность личности означает, что ни одно лицо не имеет права принудительно ограничить свободу человека, покушаться на его жизнедеятельность, сексуальную независимость, честь, здоровье, достоинство, высоконравственную независимость, воздействовать на нервную систему человека и исполнять за ним наблюдение, охрану;

— Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23 Конституции РФ). Неприкосновенность частной жизни – также одно из главных конституционных личных прав человека. Оно означает, что личная и семейная тайна находятся под охраной закона. Любой человек имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и других сообщений. Сбор, хранение, применение и распространение данных о личной жизни индивида без его на то согласие запрещён;

— Свобода совести и свобода вероисповедания гарантируется каждому человеку (ст. 28 Конституции РФ). Свобода совести и вероисповедания – это независимость нравственно-моральных представлений, взглядов человека. На практике свобода совести (право выбирать убеждения вообще) и свобода вероисповедания (право исповедовать любую религию или не придерживаться ни одной) как правило, объединяются. Примером может послужить тайна исповеди. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали ему известны из исповеди. То есть, то, что было произнесено человеком во время исповеди – не должен узнать никто другой;

— Право на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Любой человек обладает правом на объединение, которое включает в себя и право на создание профессиональных союзов для зашиты своих интересов. Оно представляет собой право на создание любого союза в рамках требований закона. Возможность объединения подразумевает принцип свободы деятельности общественных объединений и их равенства;

— Право на участие в управление делами государства (ст. 32 Конституции РФ). Любой человек обладает правом избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также принимать участие в референдуме. Данное право свидетельствует о возможности каждого человека привнести собственный вклад в развитие государства: либо посредством выбора удовлетворяющих его интересы партий (представителей), либо через прямое участие в правотворческой и правоприменительной деятельности государства;

— Право петиций (ст. 33 Конституции РФ). Петиция – это форма коллективного обращения граждан в компетентный орган государства с предложением принять определенный нормативный акт (обычно с приложением собственного проекта), либо проанализировать соответствующий вопрос. Граждане Российской Федерации вправе обращаться лично, а так же направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и аппараты регионального самоуправления;

— Право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещённой законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ). Согласно данному праву любой человек имеет возможность свободно заниматься той предпринимательской деятельностью, которая не нарушает закон и становиться индивидуальным предпринимателем, либо создавать юридические лица;

— Каждый имеет право свободно распоряжаться своими трудовыми навыками и выбирать род деятельности или профессию(ст. 37 Конституции РФ). Принудительный труд в России находится под запретом;

— Право на защиту от безработицы (ст. 37 Конституции РФ). Для реализации гражданами этого права государство создаёт специализированные центры занятости населения и биржи труда, где любой может подыскать для себя оптимальную работу, подходящую его образованию, способностям и квалификации. Кроме того безработные имеют право получать специальные государственные пособия по безработице;

— Право на отдых (ст. 37 Конституции РФ). Любому человеку, работающему по трудовому договору, государство гарантирует установленные федеральным законодательством продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск;

— Право на жилище (ст. 40 Конституции РФ). Согласно данному праву ни один человек не может быть произвольно лишён жилища. Кроме того государством гарантируется неприкосновенность жилища, что означает неосуществимость произвольного попадания в жилище и нахождения в нем без законных на то оснований;

— Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ). За медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях плата не взимается;

— Право на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Данное право определяет вероятность получения достоверной информации о состоянии окружающей среды и возможность на возмещение ущерба, причинённого её здоровью или имуществу экологическим правонарушением;

— Право на образование (ст. 43 Конституции РФ). Любой человек обладает правом на получение образования. Право на образование содержит в себе целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных либо муниципальных школах, общедоступность образования, право на выбор родителями формы обучения (религиозного, светского) для своего ребенка, свобода преподавания, право на получение бесплатного высшего профессионального образования на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В соответствии с этим граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия, имеют право самостоятельно выбирать образовательное учреждение и форму получения образования;

— Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ). Все культурные ценности, монументы открыты для свободного доступа граждан. Аспиранты, студенты и школьники имеют право посещать музеи, театры и другие культурные учреждения с использованием льгот;

— Презумпция невиновности (ст. 49 Конституции РФ). Положение, в соответствии с которым обвиняемый считается невиновным, пока его вина не будет доказана в установленном законом порядке. Один из наиболее значимых демократических признаков уголовного процесса, гарантирует охрану прав личности, исключает необоснованные обвинения и осуждения. Презумпция невиновности закреплена в Конституции Российской Федерации: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Кроме того, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность [1].

В списке прав, представленных выше, указаны только основные конституционные права. В действительности их намного больше. Наиболее важная функция государства – это гарантийное обеспечение данных прав. Обеспечение основных прав – первый этап становления правового государства, на пути к которому в настоящее время находится Россия.

Ключевые обязанности человека и гражданина определяет основной закон Российской Федерации. Наиболее важные требования выражаются в самых значимых обязанностях, закреплённых в Конституции Российской Федерации. К ним относятся ответственность личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, а также активного включения его в охрану этих интересов.

Главными обязанностям человека и гражданина, закреплённым в Конституции Российской Федерации, являются:

— соблюдение Конституции и законов Российской Федерации − это важнейшая обязанность человека, который проживает на территории государства;

— одновременно и обязанностью, и правом родителей является забота о детях и их воспитание (ст. 38 Конституции РФ);

— трудоспособные дети, которые достигли восемнадцати лет, обязаны проявлять заботу в отношении своих нетрудоспособных родителей (ст. 38 Конституции РФ);

— каждый гражданин РФ обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, а также беречь памятники культуры и истории;

— налоги и сборы, установленные законом, обязан оплачивать каждый гражданин (ст. 57 Конституции РФ);

— каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, оберегать природные богатства (ст. 44 Конституции РФ);

— защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, мужчины несут военную или альтернативную гражданскую службу (ст. 59 Конституции РФ);

— право на образование имеет соответствующую обязанность. Посещение лекционных и семинарских занятий, выполнение требований учебных планов, выполнение правил внутреннего учебного распорядка в образовательном учреждении – обязанность ученика или студента;

— в сфере труда работники имеют не только права, но и обязанности. Это в первую очередь обязанность добросовестно выполнять свои должностные обязанности, соблюдать правила техники безопасности при осуществлении трудовой деятельности, беречь имущество работодателя. В случае его порчи или утраты работник обязан возместить причинённый работодателю ущерб [1].

Таким образом, из всех статей Конституции можно выделить те конституционные права и обязанности молодежи, которые имеют единовременный характер их реализации и осуществляются только в молодежном возрасте. Это право на получение основного общего образования, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой, обязанность по прохождению срочной военной службы, право на свободный выбор языка воспитания и обучения. При осуществлении многих других прав и свобод молодежь остается самой активной возрастной группой населения и реализует предоставляемые права интенсивнее других возрастных категорий. Это право на свободный труд, право на жилище, право на свободу передвижения, право на выбор места жительства и пребывания, право на защиту материнства и детства. Изучение прав, которые молодежь использует наиболее интенсивно, а также прав и обязанностей, характерных для молодого поколения позволило обосновать выделение сфер жизнедеятельности, в которых наиболее активно происходит самореализация молодого человека. Это образовательная, профессиональная, политическая и семейная сферы жизнедеятельности.

Глава 2.Конституционно-правовые основы государственной молодежной политики

2.1 Правовые основы государственной молодежной политики

В нынешней России на данный момент сформирована широкая нормативно-правовая база отношений в сфере ГМП. Однако до сих пор не решён вопрос о принятии базового федерального закона, который смог бы установить правовые основы регулирования статуса молодежи, реализации и разработки молодежной политики. Именно поэтому главнейший элемент вышеуказанной нормативной базы отсутствует по сей день.

На сегодняшний момент в нашей стране существует широкий массив нормативно-правовых актов, стабилизирующих общественные отношения в сфере государственной молодежной политики. В данном массиве имеются международные документы, федеральные и региональные законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, подзаконные акты Президента РФ и Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств РФ, нормативно-правовые акты законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, муниципальные правовые акты. Комплекс абсолютно всех этих нормативно-правовых актов и составляет законодательство Российской Федерации в сфере государственной молодежной политики.

Впервые понятие государственная молодежная политика появилось в «Основных направлениях государственной молодежной политики Российской Федерации», утвержденных Верховным Советов РФ в июне 1993 г., и рассматривалось как деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежной объединений, движений и инициатив [2].

Похожее определение было предоставлено и Правительством РФ в 2006 г. в Стратегии государственной молодежной политики в РФ. Там понятие трактуется как система формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие страны, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности [4].

В Основах государственной молодежной политики России, принятых 29 ноября 2014 г. вышеуказанному понятию было дано следующее определение: «Государственная молодежная политика − направление деятельности Российской Федерации, представляющее собой систему мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового и научного характера, реализуемых на основе взаимодействия с институтами гражданского общества и гражданами, активного межведомственного взаимодействия, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи, расширение возможностей для эффективной самореализации молодежи и повышение уровня ее потенциала в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности страны, а также упрочения ее лидерских позиций на мировой арене» [3].

На степень сформированности ГМП огромное влияние оказывает ее нормативно-правовое обеспечение. Вырабатывание нормативно-правовой базы, которая законодательно закрепляет государственную молодежную политику, защищает ее от перемен во внутренней и внешней политике государства, интересов отдельных личностей, которые определяют и организуют реализацию молодежной политики.

Основы ГМП заложены в Конституции Российской Федерации, однако конкретного указания о молодежной политике в ней нет. Это, очевидно, является одним из основных факторов медленного формирования законодательной базы государственной молодежной политики.

Один из основных ФКЗ, нормы которого касаются государственной молодежной политики, является федеральный конституционный закон «О Правительстве» от 17 декабря 1993 г., ст. 16 которого относит к полномочиям Правительства РФ в социальной сфере содействие решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики [5].

Среди основных федеральных законов в сфере государственной молодежной политики можно также выделить Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. от 01.07.2011), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений РФ [8].

К важным федеральным законам, регулирующим некоторые аспекты государственной молодежной политики, необходимо отнести следующие федеральные законы, затрагивающие вопросы правового положения молодежи и ее отдельных групп, достаточно важные для организации работы по решению стоящих перед ними проблем:

— Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 01.07.2011), ст. 19 которого устанавливает, что членами и участниками молодежных общественных объединений могут быть граждане, достигшие 14 лет, а детских общественных объединений – граждане, достигшие 8 лет [7];

— п. 2 ст. 32 Федерального закона от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 11.07.2011) относит к компетенции образовательного учреждения координацию в нем деятельности детских и молодежных общественных организаций (объединений), не запрещенной законом [6];

— п. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» (в ред. от 28.06.2011) предусматривает возможность молодежи, прошедшей подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях, воспользоваться преимущественным правом при поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования [9];

— статьей 17 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 07.02.2011) определена компетенция органов по делам молодежи и сфера деятельности учреждений при этих органах в вопросах профилактической работы с несовершеннолетними [11];

— федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 17.12.2009) устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, в целях создания правовых и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ, а также правовых, социально-экономических условий для их реализации [10];

— статья 8 Федерального закона от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» определяет, что органы государственной власти субъектов РФ за счет средств субъектов РФ вправе оказывать содействие развитию детско-юношеского и молодежного спорта [12;19].

На сегодняшний день отсутствует единое мнение по формированию системы законодательства, в которой могли бы быть изложены главные проблемы государственной молодежной политики. Особую тревогу вызывает тот факт, что в сфере ГМП базовый федеральный закон отсутствует [19]. Но стоит отметить, что сегодня в субъектах Российской Федерации на основе положений их конституций и уставов наблюдается процесс стремительного создания надлежащего регионального законодательства о государственной молодежной политике. В настоящий момент на уровне субъектов РФ действует огромное количество законов и подзаконных актов, которые регулируют вопросы ее реализации [25].

Большинством субъектов РФ приняты собственные базовые законы в сфере ГМП. Среди них законы российских регионов, которые имеют следующие названия:

— «О молодежи» (Республика Коми, Рязанская и Челябинская области, город Москва);

— «О молодежи и государственной молодежной политике» (Республика Татарстан, Калужская и Ленинградская области);

— «О молодежи и молодежной политике» (Архангельская область, город Санкт-Петербург);

— «О государственной молодежной политике» (Оренбургская область, Республики Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Карелия);

— «О молодежной политике» (Республики Башкортостан и Северная Осетия-Алания, Кабардино-Балкарская и Карачаево-Черкасская республики).

Несмотря на существование Основ государственной молодежной политики в России единое понятие «государственной молодежной политики» отсутствует, что приводит к его всевозможной трактовке в нормативно-правовых актах субъектов Российской Федерации.

Например, в Законе города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи» государственная молодежная политика рассматривается, как осуществление государственной политики города Москвы в отношении молодежной политики как системы мер, направленных на создание правовых, экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для реализации молодыми гражданами своих конституционных прав с учетом возрастных особенностей, а также для участия молодых граждан в системе общественных отношений и полной их самореализации в интересах общества [13].

В Законе Оренбургской области от 1 сентября 2006 г. N 579/107-IV-ОЗ

«О государственной молодежной политике в Оренбургской области» под государственной молодежной политикой понимается деятельность органов государственной власти области, направленная на создание политико-правовых, социально-экономических и организационных условий, гарантий и стимулов для социального развития и становления молодежи, ее наиболее полной самореализации в интересах всего общества, а также на развитие и поддержку инициатив молодежи, молодежных и детских общественных объединений [14].

Помимо базовых законов в субъектах Российской Федерации действуют региональные законы, касающиеся отдельных направлений государственной молодежной политики. Это такие законы как:

— закон о государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений;

— закон о государственной поддержки талантливой молодежи;

— закон о государственной поддержке молодых семей.

К специальным региональным законам относятся законы в области обеспечения гарантий молодежи в сфере труда и занятости, по вопросам государственного содействия предпринимательской деятельности молодежи.

В последнее время стремительно развиваются молодежные парламенты, требующие принятия соответствующих региональных законов или постановлений законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В Оренбургской области действует Закон Оренбургской области от 9 июля 2008 г. N 2297/473-IV-ОЗ «О Молодежном парламенте Оренбургской области», в Томской области − Закон от 11 июля 2006 года «О молодежном парламенте Томской области», в Тюменской области − Положение «Об Общественной молодежной палате при Тюменской областной думе» от 16 декабря 2010 года № 2641, в Республике Башкортостан действует Положение «О молодежной общественной палате при Государственном собрании — Курултае Республики Башкортостан» от 27 сентября 2007 года № ГС-2156.

Итак, на сегодняшний день нормативно-правовое поле на федеральном уровне не соответствует нынешним задачам управления молодежной сферой и никак не определяет функции органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по работе с молодежью.

При этом Правительственной комиссией РФ по делам молодежи было признано, что осуществление государственной молодежной политики в субъектах РФ значительно опережает этот процесс на федеральном уровне, как по разнообразию форм, так и по глубине решения проблем [18].

Анализ нормативно-правовых актов субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики демонстрирует то, что на сегодняшний день имеется достаточно большой опыт регулирования молодёжной политики в регионах РФ. Все это требует системного анализа законов и подзаконных актов субъектов РФ с целью дальнейшего формирования общего подхода к разработке и развитию федерального и регионального законодательства в сфере государственной молодежной политики.

2.2 Полномочия федеральных, региональных и местных органов государственной власти в сфере государственной молодежной политики

Государственная молодежная политика представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти, общественных объединений и иных социальных институтов, направленную на решение проблем молодежи во всех сферах ее жизнедеятельности [2]. Политика по отношению к молодежи складывается на уровне общества и государства. Государство обладает наибольшими ресурсами для проведения целостной молодежной политики.

Понятие «государственная молодёжная политика» используется в широком и узком значении. В широком смысле это понятие обозначает целенаправленную деятельность всех государственных (федеральных и региональных) органов власти и муниципальных органов самоуправления по работе с молодёжью в различных сферах жизнедеятельности подрастающего поколения граждан [17].

В узком смысле государственная молодёжная политика является деятельностью государства, направленной на формирование социально-экономических, правовых, организационных условий и гарантий для социального становления и развития молодых граждан и молодёжных организаций, наиболее полной реализации творческих возможностей молодежи в интересах общества[17].

Рассматривая государственные органы власти как субъект государственной молодёжной политики, следует отметить федеральные, региональные и муниципальные органы управления молодежной политики, каждые из которых имеют соответствующую специфику реализации.

Разграничение компетенции среди органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области молодежной политики основывается на разграничении объектов ведения между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В 71 и 72 статьях Конституции Российской Федерации определены предметы ведения Российской Федерации и предметы общего ведения, молодежная политика не указывается прямо как предмет ведения. Однако это не означает, что она относится к сфере ведения субъектов Российской Федерации: содержание молодежной политики складывается из составных частей следующих предметов ведения [1].

Согласно статье 71 Конституции Российской Федерации в ведении РФ находятся: регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; установление основ федеральной политики и федеральных программ в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации [1].

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: защита прав и свобод человека и гражданина; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; трудовое, семейное, жилищное законодательство [1].

Полномочия федеральных органов исполнительной власти, которые реализуют ГМП в Российской Федерации и осуществляют государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, действующих в соответствии с законодательством Российской Федерации в указанной области, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Указанные органы при реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации привлекают общественные объединения, иные некоммерческие организации и граждан к выполнению на условиях договоров деятельности в указанной области, используют меры по стимулированию такой деятельности.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области государственной молодежной политики в Российской Федерации относятся:

— определение основ ГМП в Российской Федерации;

— формирование федеральных органов исполнительной власти, реализующих государственную молодежную политику в Российской Федерации;

— разработка и осуществление федеральных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации;

— обеспечение финансирования федеральных целевых программ в области ГМП в Российской Федерации и мероприятий по ее осуществлению за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников;

— выполнение международных обязательств Российской Федерации и представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам ГМП в Российской Федерации [20].

По вопросам государственной молодежной политики в Российской Федерации, которые относятся к общему ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральные органы государственной власти осуществляют:

— разработку социальных норм и нормативов, которые обеспечивают реализацию прав и законных интересов молодежи в области воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения и социальной защиты;

— информационное обеспечение и научное обоснование деятельности по осуществлению ГМП в Российской Федерации;

— долевое финансовое обеспечение межрегиональных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации и мероприятий по ее реализации;

— ведение реестров молодежных, детских общественных объединений и осуществление государственной поддержки деятельности указанных объединений;

— обеспечение мер стимулирования деятельности организаций и граждан по реализации ГМП в Российской Федерации;

— установление мер государственной поддержки молодых семей;

— обеспечение занятости молодежи;

— обеспечение летнего отдыха детей и молодежи;

— организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, осуществляющих реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации;

— проведение научных исследований по проблемам государственной молодежной политики в Российской Федерации, а также социальных экспертиз программ (проектов) в области государственной молодежной политики в Российской Федерации;

— обеспечение координации деятельности организаций по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации;

— обеспечение соблюдения законодательства о государственной молодежной политике в Российской Федерации [20].

В соответствии с законодательством Российской Федерации координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере государственной молодежной политики страны осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по реализации ГМП в Российской Федерации.

На региональном уровне государственная молодежная политика реализуется органами исполнительной власти субъектов РФ (Министерства и комитеты по молодежной политике субъектов РФ). Полномочия данных органов по реализации ГМП в Российской Федерации устанавливается законодательством субъектов РФ.

На муниципальном уровне реализация государственной молодежной политики воплощается в жизнь органами местного самоуправления в соответствии с предметами ведения (Городские и районные комитеты по делам молодежи).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий оказывают финансовую, организационную и методическую помощь, информационное содействие органам местного самоуправления в реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по реализации ГМП в Российской Федерации осуществляется с передачей необходимых материальных и финансовых средств.

В соответствии с предметами ведения местного самоуправления, а также в пределах переданных органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий на реализацию государственной молодежной политики в Российской Федерации органы местного самоуправления участвуют в осуществлении федеральных, региональных, местных целевых программ в области государственной молодежной политики в Российской Федерации.

Органы местного самоуправления вправе заключать договоры с юридическими и физическими лицами на осуществление мероприятий по реализации ГМП в Российской Федерации.

Финансирование мероприятий, которые осуществляются органами местного самоуправления в области государственной молодежной политики в РФ, регулируется нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Органы исполнительной власти всех уровней, которые осуществляют деятельность в сфере государственной молодежной политики в Российской Федерации, обязаны через СМИ информировать коммерческие и некоммерческие организации, граждан о содержании федеральных, межрегиональных, региональных, местных целевых программ в области ГМП в Российской Федерации и об условиях проведения конкурсов на размещение заказов, на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, муниципальных заказов на поставки товаров, оказание услуг для молодежи.

Таким образом, молодые граждане оказывают содействие формированию и реализации государственной молодежной политики в РФ через осуществление общественно значимых инициатив, обращений в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, взаимодействия молодежных, детских общественных объединений с указанными органами на условиях договоров, помимо этого в других конфигурациях их непосредственного участия в формировании и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации и представления их интересов.

Заключение

Молодые люди до 30 лет есть не что иное, как трудовая основа общества. Насколько грамотной будет политика в отношении этой части социума, настолько будет развита и благополучна та страна, в отношении которой она проводится.

В сфере ГМП законодательно должна быть создана такая нормативно-правовая база, чтобы она способствовала защите, комфортному проживанию и развитию молодежи. Государство обязано создать условия для интеллектуального, физического и нравственного совершенствования этой части населения.

В связи со стремительным развитием современного общества курс молодежной политики обязан задавать прямые и кратчайшие пути для осуществления прогресса в государстве. Это требует от всех участников процесса социального становления молодежи, разработки и последовательной реализации подходов, ориентированных на прямое вовлечение молодых людей в решение собственных проблем и общенациональных задач. Необходимо задействовать такие средства и методы, чтобы привлечь подрастающее поколение в дела страны и общества.

В ходе написания курсовой работы были раскрыты задачи, которые были поставлены на пути к исследованию: определена сущность понятия «молодежь» в праве; изучены нормативно-правовые акты, регламентирующие конституционно-правовое положение молодежи; раскрыты конституционные права, свободы и обязанности молодежи; рассмотрены правовые основы государственной молодежной политики в Российской Федерации; выявлены полномочия органов власти различных уровней в сфере государственной молодежной политики.

На сегодняшний день нормативно-правовая база на федеральном уровне не отвечает нынешним задачам управления молодежной сферой, не регламентирует деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по работе с молодежью.

При этом Правительственной комиссией РФ по делам молодежи было признано, что осуществление государственной молодежной политики в субъектах РФ значительно опережает этот процесс на федеральном уровне, как по многообразию форм, так и по глубине решения проблемных вопросов.

Итак, одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом и государством в сфере прав молодежи, показывается совершенствование законодательства и распространение правовых знаний в молодёжной среде. Существует необходимость воспитывать у молодежи уважительное отношение к праву и закону, повышать уровень правовой грамотности молодых людей. Реализовывать данные задачи можно посредством создания специализированных консультационных органов по вопросам прав молодёжи при студенческих профкомах, молодежных общественных организациях и так далее.

Главная проблема в анализируемой теме – определение четкого конституционно-правового статуса молодежи и ГМП в России. Функционирующие федеральные законы и подзаконные акты, затрагивающие молодых людей и молодежные объединений, законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ в сфере государственной молодежной политики заключают в себе немало норм, которые дают возможность обрисовать контуры ее конституционно-правового статуса и установить главные положения, на которых базируется осуществление данной политики в нашей стране. Однако вместе с тем целостной картины в этом вопросе не замечается, и, как следствие, российское законодательство в сфере государственной молодежной политики до сих пор находится на стадии развития.

Список использованных источников

1) Конституция Российской Федерации. – М.: Феникс. – 2015. – 64 с.

2) Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 «Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»

3) Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года утв. Распоряжением от 29 ноября 2014 года №2403-р.

4) Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 года утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006г. № 1760-р

5) Федеральный конституционный закон «О Правительстве» от 17 декабря 1993 г

6) Федеральный закон от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 11.07.2011)

7) Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (в ред. от 01.07.2011)

8) Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (в ред. от 01.07.2011)

9) Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» (в ред. от 28.06.2011)

10) Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 17.12.2009)

11) Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 07.02.2011)

12) Федеральный закон от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

13) Закон города Москвы от 30 сентября 2009 года № 39 «О молодежи»

14) Закон Оренбургской области от 1 сентября 2006 г. N 579/107-IV-ОЗ «О государственной молодежной политике в Оренбургской области»

15) Авилов Я.Д. Права молодежи в России: вопросы теории и практики // Права человека: история, теория и практика: Сборник научных статей / Ред. кол.: В.В. Коровин (отв. ред.) [и др.] В 2-х частях. Часть I. — Курск: МУ Издательский центр «ЮМЭКС». − 2010. − с. 5-7.

16) Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. – М.: Дрофа. – 2011. – 2742 с.

17) Ильинский И.М. О молодежи и молодежной политике / И.М. Ильинский // Социально-гуманитарные знания .− 2007. − № 5 . –С. 158-172.

18) Информационно-просветительский портал Ханты-Мансийского автономного округа – Югры / http://www.eduhmao.ru/info/9/6568. (дата обращения 10.06.09г.)

19) Канунников К.С. Нормативные правовые акты регулирования государственной молодежной политики на федеральном уровне / К.С. Канунников // Конституционное право. − 2012. − № 3 (46). – 193 с.

20) Канунников К.С. Проект федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации»: основные положения и наши предложения/ К.С. Канунников // Правовое государство: теория и практика. – 2015. − № 1 (39). – С. 64-67.

21) Кон И.С. Социологическая психология: избранные психологические труды / И.С. Кон. – Воронеж. − 1999. – 375 с.

22) Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ. − 1996. – 472 с.

23) Лисовской В.Т. Социология молодежи / В.Т. Лисовской. – СПб: Наука. Ленинградское отделение. – 2004. – 368 с.

24) Морозов А.И. «Молодежный возраст как правовая и криминологическая категория» / А.И. Морозов // Пробелы в российском законодательстве. – 2012. − №3. – С. 169-175

25) Ховрин А.Ю. Государственная молодежная политика : синтез патернализма и социального партнерства / А. Ю. Ховрин // Социально-гуманитарные знания .− 2007.− № 1 . − С. 121-138.

26) Щенина О.Г. «Молодежь в современной России» / О.Г. Щенина. − 2009. — http://www.c-society.ru/