Курсовая работа на тему Использование социальных сетей для организации учебно-воспитательного процесса

Содержание

Введение
1. Результаты исследований возможностей использования социальных сервисов и сетей в УВП.
2. Анализ возможностей социальной сети «ВКонтакте» для учебных целей
Выводы
Литература
Введение

На протяжении веков образование было наиболее консервативной областью человеческой деятельности: объем знаний рос, а технология передачи информации оставалась неизменной. Сегодня ситуация изменилась: современная система образования вступила с появлением Интернета и, в целом, благодаря интенсивному освоению возможностей новых информационных технологий, в новую фазу своего развития: происходит образование, становление и развитие так называемого информационно-образовательной среды.
Развитие системы школьного образования нуждается в постоянном обновлении технологий, ускоренного внедрения инновационных технологий, ее быстрой адаптации к экономическим и технологическим изменениям в мире.
Современный этап становления информационного общества характеризуется ростом информатизации и роли информационных технологий в общественных и хозяйственных отношениях, поэтому вполне логично использовать информационные технологии для оптимизации образовательных процессов.
Кроме того стремительное развитие информационных технологий, который состоялся за последние 15 лет, распространение их в повседневной жизни и профессиональной деятельности вызвали необходимость пересмотра подходов к обучению, способствовали распространению использования возможностей компьютерной техники не только на уроках информатики, но и при изучении других учебных предметов .
Возникновение социальных сервисов и социальных сетей связано с удовлетворением потребности пользователей сети Интернет в непосредственном общении и сотрудничестве. Изучение доступных источников, касающихся функционирования социальных сервисов и социальных сетей свидетельствует о том, что вокруг содержания этих понятий идет дискуссия. Наиболее общим определением понятия «социальная сеть» является виртуальный площадка, обеспечивающая своими средствами общения, поддержку, создание, развитие, отображения и организации социальных контактов, в том числе и обмен данными между пользователями, предусматривающий предварительное создание учетной записи.
Новые сервисы, появляющиеся в сети Интернет способны модернизировать процесс обучения, их интеграция может привести к тому, что участники учебного процесса смогут максимально быстро и удобно оперировать учебным контентом не выходя из дома.
Актуальность темы заключается в том, что в нашей стране не распространена практика использования социальных сетей в образовательных целях. Социальные сети рассматривают в качестве среды для проведения свободного времени, общение с друзьями и просмотр страниц не учебного назначения. Но в учебной деятельности педагога социальные сети могут быть использованы для решения задач учебно-воспитательного процесса.
Цель работы: доказать целесообразностью использования ресурсов Интернета в создании информационно-образовательных сред учебных заведений, оптимально адаптированных к образовательным потребностям.
Для достижения цели решались следующие задачи:
1) Знакомство с литературой по данной теме.
2) Оценка роли социальных сетей в организации учебно-воспитательного процесса.
3) Исследование основных параметров современных социальных сетей.
Объектом исследования являются современные социальные сети в учебно-воспитательном процессе.
Предмет исследования является социальная сеть «Вконтакте».
Результаты исследований возможностей использования
социальных сервисов и сетей в УВП

Социальные сети ориентированы на различную целевую аудиторию — молодежь школьного и студенческого возраста (ВКонтакте), пользователей более старшего возраста (Одноклассники), университетскую аудиторию (Facebook), научное сообщество (SciWorld, Ukrainian Scientists Worldwait), профессионалов в различных областях (LinkedIn) и др. Стандартный набор инструментов социальной сети предусматривает сохранение фото, видео, аудио материалов на персональной странице пользователя, возможность поиска пользователей по определенным признакам и добавления их в отдельный приоритетный список, предоставление членам такого списка определенных преимуществ перед другими пользователями данной сети, ограничением общения с нежелательными посетителями личной страницы.
Новые сервисы, появляющиеся в сети Интернет способны модернизировать процесс обучения, их интеграция может привести к тому, что участники учебного процесса смогут максимально быстро и удобно оперировать учебным контентом не выходя из дома. Среди сервисов, которые уместно будет использовать, можно выделить следующие — сервисы для сохранения фото и видеофайлов (Flikr, Flamber, БобрДобр), сервисы для хранения документов (GoogleDocs, Dropbox, OneDrive), сервисы для обмена информацией (Blogger, Wiki), сервисы для общения (Facebook, Twitter, Вконтакте), геосервисы (GoogleMaps, GoogleEarth, Wikimapia). Перечисленные ресурсы позволяют хранить документы, созданные в различных форматах, предоставлять другим пользователям возможность скачивать файлы (текстовые документы, таблицы и презентации), редактировать их в различных режимах (on-line и off-line; индивидуально или в группе, синхронно или асинхронно). Общение как таковое не является основной задачей в таких сервисах; Обратная связь реализуется через систему взаемооцинювання; формирование списков материалов и пользователей, чьи материалы вызвали интерес, предоставление дифференцированного доступа к документам различным группам пользователей (просмотр, внесение изменений в исходный документ с последующим сохранением результатов или без него, предоставления разрешения на печать документа и сохранение его на личном ПК пользователей, встраивание HTML кода или активной ссылки на документ в другие ресурсы сети Интернет). Особенно популярными, по мнению учителей, среди учеников есть социальные сети, сервисы по обмену мгновенными сообщениями, голосовую и видеосвязь, а также сервисы, предназначенные для сохранения и предоставления доступа к фото и видео файлов. Указанные ресурсы имеют значительный потенциал с точки зрения организации обучения, который используется весьма ограниченно. Результаты опросов свидетельствуют, что незначительная часть педагогических работников (до 12% респондентов) имеет опыт использования указанных интернет-ресурсов в учебных целях. Это размещение задач для ученических коллективов (групп) на личной странице преподавателя или в специально созданной группе пользователей (6% респондентов), размещение планов, программ, конспектов лекций на личных страницах и блогах (12%), хранения созданных документов и предоставления соответствующих ученикам для дальнейшего Ознакомление и выполнения задач off-line (8%) и др. Учителя, относящихся к первой группе, более знакомы с возможностями социальных сервисов, шире практикуют их использование. Значительная часть респондентов использует информационно-коммуникационные технологии непосредственно на уроке, при этом делает это систематически. Сравнительный анализ возможностей указанных социальных сервисов и социальных сетей дает основания для следующих выводов:
 доступны бесплатные социальные сервисы способны удовлетворить потребности участников учебного процесса в сохранении, передаче и совместном использовании различных типов документов;
 подавляющее большинство участников учебного процесса (как учителей, так и учеников) имеют опыт использования социальных сервисов и социальных сетей в повседневной жизни, при этом педагогические работники чаще используют социальные сервисы, а ученики — социальные сети;
Регулярное использование социальных сервисов и социальных сетей с целью организации учебной деятельности будет способствовать формированию культуры общения в виртуальной среде; развития коммуникативной компетентности, в дальнейшем положительно влиять на адаптацию к обучению в вузе и профессиональной деятельности.




2. Анализ возможностей социальной сети
«ВКонтакте» для учебных целей
Для повышения уровня знаний и успешного обучения, студентам высших учебных заведений необходимо активно использовать средства коммуникации в сети Интернет, с целью обеспечения всестороннего обмена информацией: в середине своей социальной и учебной группы, между преподавателями и студентами, между руководством учебного заведения и студентом. Такими средствами могут быть виртуальные учебные среды, системы, основанные на механизме wiki, продукты Google, LiveJournal и другие, но на сегодня все большую популярность набирают социальные сети.
«ВКонтакте» — крупнейшая в Рунете социальная сеть, которая по популярности занимает двадцатую место в мире [4]. По данным на февраль 2013, ежедневная аудитория «ВКонтакте» составила более 43 миллионов человек [5]. Задача создателей этого сетевого проекта — в каждый отдельно взятый момент оставаться наиболее современным, быстрым и эстетичным способом общения в сети [6].
В Украине социальная сеть «ВКонтакте» занимает третье место по количеству посещений (по данным сайта Alexa.com). В этой сети зарегистрировано более трети населения Украины. Большинство посетителей находятся в возрасте 18-24 года, то есть учатся в заведениях и высших учебных заведениях. Так как сайт vk.com довольно популярный (в среднем воспитанник тратит около 25 мин на один визит сайта и делает примерно 2-3 визита в день) и поддерживает передачу данных различных форматов, то стало довольно удобно использовать его не только для развлечения, а и для учебных целей.
Пользователям социальной сети «Вконтакте» доступны следующие возможности для обеспечения учебных целей:
 создание профиля сообщества с учебной информацией;
 настройки доступа к частной учебной информации;
 создание частной (через личные сообщения) и публичной (с помощью записей на стене) коммуникации с другими пользователями для обеспечения учебных целей;
 мониторинг активности друзей и сообществ с помощью ленты;
 возможность комментирования опубликованной учебной информации.
Обычно каждая учебная группа создает свою закрытую сообщество (с ограниченным кругом участников) в социальной сети, где обменивается информацией, касающейся учебного процесса. Там содержатся результаты модулей, экзаменов, зачетов, методические рекомендации, учебники, конспекты лекций, организационная информация. Это значительно упрощает работу студента, ведь не нуждается просматривать огромный массив информации в сети Интернет, достаточно зайти в сообщество или просмотреть ленту новостей, чтобы узнать об обновлении информации.
В социальной сети среди студентов является популярным использование приложений не только с развлекательной целью, но и в учебных целях.
Такими приложениями могут быть: «Reshal.ru — Учебный архив», «Лучшие рефераты Сети», «Банк рефератов и РЭФ-МАСТЕР», где содержатся рефераты и учебники по дисциплинам, «Translate.Ru — переводчик для учебы», «Говорящий переводчик »- переводчики, которые предоставляют возможность перевода около 50 языков.

Выводы

Социальные сети на сегодняшний день является одним из самых популярных сервисов, удерживают внимание большей части Интернет аудитории. Они являются универсальным средством коммуникации.
Социальные сети способствуют развитию электронного обучения и образования в целом, предлагая новые технические и методические средства. Ученики со всего мира могут подписаться на он-лайн уроки абсолютно бесплатно и проходить курс обучения в удобном для себя темпе.
В связи с изучением возможностей использования социальных сетей в образовании, на западе становится актуальной теория социального обучения, заключается в предположении, что люди учатся более эффективно, когда они взаимодействуют с другими учениками в рамках какой-то темы или предмета. Ученики обучающихся в группах хотя бы раз в неделю, оказываются лучше подготовленными, чем ученики, которые занимаются самостоятельно.
В социальном обучении фокус внимания учитеив должен сдвигаться от содержания предмета в учебной деятельности к взаимодействию людей, вокруг которых это содержание и находится.
Использование социальных сетей в образовании, можно выделить следующие аргументы в пользу их применения:
1. Это модно. Почти каждый ученик будет рад, что может использовать этот сайт для учебы.
2. Это бесплатно.
3. Воспитанники вовлечены в социальные сети больше, чем в какие-то другие веб-ресурсы. Участники НПП в социальных сетях появляются по несколько раз в день.
4. Социальные сети позволяют оперативно делиться с учениками важной информацией и делать напоминания.
5. Учась в социальных сетях, ученики осваивают современные навыки, а именно, овладение средствами и способами коммуникации с другими людьми и поиск-анализ информации в эпоху информационного общества.
6. Социальные сети позволяют воспитанникам поделиться тем, чему они научились не только со своими сверстниками, но и со всем миром.
7. Если по какой-то причине ученик пропустил занятия, он не выпадает из образовательного процесса, так как может наблюдать за учебной работой и принимать в ней участие в режиме онлайн.
8. Возможность постоянного взаимодействия учителей и учеников в сети.
9. В образовательный процесс могут быть вовлечены и родители.
10. Застенчивые воспитанники чувствуют себя более комфортно в социальных сетях и становятся более активными участниками учебного процесса.
11. В плане коммуникации, социальные сети делают учителей более доступными для учащихся.
Таким образом в условиях стремительного обновления знаний необходимой мерой является активизация деятельности творческих групп учителей, которые имеют расширить свое присутствие в сетевых сообществах, выступать инициаторами их создания.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что социальные сети могут стать полноценной образовательной средой, где каждый желающий может провести время, просто просматривая ленты новостей и страницы друзей, но и получить массу знаний в удобное для себя время и в комфортной обстановке.

Литература

1. Карташова Л.А. Создание условий формирования готовности будущих учителей иностранных языков к внедрению средств информационно коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс. / Л.А.Карташова // Электронный ресурс. Режим доступа: http://lkartashova.at.ua/publ/2-1-0-31.
2. Ковалевская А. П. Использование информационных технологий при преподавании математики. / А.П.Ковалевська // Электронный ресурс. Режим доступа: http: //www.rusnauka.com/15_NPN_2009/Pedagogica/46781.doc.htm.
3. Науменко О.М., Науменко Г.Г. Предпосылки внедрения компьютерно ориентированных средств обучения в учебный процесс педагогического колледжа / А.Н. Науменко, Г.
4. Светлорусова А.В. Роль виртуальных сообществ в формировании информационно-коммуникационной компетентности старшеклассников. / А.В. Светлорусова. // Отчетная научная конференция Института информационных технологий и средств обучения АПН Украины: Материалы научной конференции. — Киев: ИИТЗН АПН Украины, 2011. — 111 с. — Стр. 30-32.
5. Черненко В.А. Опыт интеграции сетевых информационно-коммуникационных сервисов и ресурсов в учебный процесс на примере проектов педагогов-участников Всемирного форума инновационного образования Майкрософт 2010 / В.О.Черненко // Средства и технологии современной учебной среды: Материалы Международной VII (XVII) научно-практической конференции, м., Кировоград, 20-21 мая 2011 года. / Ответ. ред .: С.П. Величко. — Кировоград: ООО «Код», 2011. — ст. 152.

Ссылка на основную публикацию