Тест по морфологии

1. Укажите, в каком ряду указаны неопределенные местоимения:

1)​ кто, что, какой

2)​ никто, никакой, некуда

3)​ некто, кое-кто, где-нибудь

4)​ туда, оттуда, этот

2. Укажите, в каком ряду указаны отрицательные местоимения:

1)​ мой, твой, свой

2)​ некоторый, несколько, нечто

3)​ тут, здесь, сюда

4)​ нечего, некого, никакой

3. Укажите, в каком ряду представлены местоимения разных разрядов:

1)​ любой, другой, всюду

2)​ мы, твой, себя

3)​ несколько, кто-то, кое-где

4)​ тут, здесь, этот

4. Укажите определительное местоимение.

Человек часто боится собственных неожиданных, нестандартных решений, поскольку они всегда связаны с риском ошибиться и оказаться предметом насмешек окружающих.

1)​ они

2)​ всегда

3)​ поскольку

4)​ собственных

5. Укажите неопределенное местоимение.

Во время «золотой лихорадки» в Калифорнии он своими рассказами начал приобретать некоторую литературную известность. Среди написанного Марком Твеном роман-сказка «Принц и нищий», который знают дети всего мира. … самые знаменитые его книги — «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна».

1)​ который

2)​ его

3)​ он

4)​ некоторую

6. Укажите предложение, в котором есть притяжательное местоимение.

1) Прошли века, и появилась камера-обскура ( от лат. сamera — «комната» и obscurus — «темный») — приспособление для точного срисовывания пейзажей и натюрмортов. 2) Конструкция ее менялась и совершенствовалась, но основой оставался ящик с маленькой дырочкой посередине. 3) Впоследствии камеру снабдили собирающей линзой, а ящик сделали из двух половинок, которые можно было двигать, чтобы сфокусировать картинку. 4) Изображение стало гораздо ярче, а потому устройство иногда называли камерой-люциной (от лат. сamera и lucinus — «светлый»).

1)​ 1

2)​ 2

3)​ 3

4)​ 4

7. Укажите предложение, в котором есть относительное местоимение.

(1) Например, птицы хорошо ориентируются по Солнцу, учитывая его дневное движение по небу, у них есть свои «навигационные» звезды, по которым они находят путь в Африку и обратно. (2)Никогда не сбивается с дороги североамериканская бабочка монарх, перелетая на зимовку в Центральную Америку. (3)Когда же появился человек разумный, ему понадобилось осознанно ориентироваться во времени и пространстве. (4)Первобытные охотники и рыболовы должны были знать циклы жизни и пути миграции животных, скотоводам нужно было вовремя перегонять стада на новые пастбища. (5)Земледельцы оказались в еще большей зависимости от сезонных изменений, для посева и жатвы необходим календарь.

1)​ 4

2)​ 1

3)​ 5

4)​ 3

8. Найдите в предложениях определительное местоимение.

(1) Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. (2) Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армейские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики.

1)​ все

2)​ своим

3)​ которых

4)​ ее

9. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ИЗВЕСТЕН из следующего предложения.

Этот роман стал известен русскому читателю в XVI веке, позже он подвергся на Руси литературной переработке и получил название «Повесть о Бове Королевиче».

1) действительное причастие

2) краткое страдательное причастие

3) краткое прилагательное

4) деепричастие совершенного вида

10. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ГОТОВЫ из следующего предложения.

И они готовы добиться своей цели.

1) прилагательное

2) страдательное причастие

3) действительное причастие

4) деепричастие совершенного вида

11. Укажите частеречную принадлежность выделенного слова.

Кремлевские стены с двух сторон были ОКРУЖЕНЫ водами Москва-реки и Неглинки, а с третьей — рвом глубиной в несколько метров.

1)​ причастие

2)​ деепричастие

3)​ прилагательное

4)​ слово состояния

12. Укажите частеречную принадлежность выделенного слова.

А как близки, как понятны, как КРОВНО родны мне были эти люди, с которыми соединяла меня судьба, наши общие радости и печали.

1)​ прилагательное

2)​ причастие

3)​ наречие

4)​ деепричастие

13. Укажите предложение, в котором есть деепричастие.

(1) Он относится к так называемому животному эпосу. (2) Главный источник книги — сказки о животных. (3)Многие сюжеты таких сказок называют бродячими, потому что они встречаются у большинства индоевропейских народов. (4) … русскому читателю хорошо знакомы истории о том, как лисица выманила сыр у вороны, как воровала рыбу, прикинувшись мертвой, и как волк из-за нее примерз ко льду и лишился хвоста. (5) Эти и другие проделки лисы занимают достойное место и в старофранцузском животном эпосе.

1)​ 4

2)​ 1

3)​ 5

4)​ 3

14. Укажите предложение, в котором есть несклоняемое существительное.

(1)Действительно, под напором турок и австрийцев она растеряла значительную часть своих владений, а открытие Америки подорвало ее экономическую мощь. (2)… Венеция по-прежнему оставалась второй — после Парижа — культурной столицей Европы, куда съезжались литературные, сценические и светские знаменитости, прославленные красавицы, авантюристы, путешественники, ученые и любители искусства. (3) В городе существовало семь театров. (4) В многочисленных кафе велись литературные беседы и обсуждались последние новости.

1)​ 1

2)​ 2

3)​ 3

4)​ 4

15. Укажите предложение, в котором есть имя прилагательное в сравнительной степени.

(1) Более ранние историки писали о доблести, славе Рима — Тацит зорко и честно исследовал террор и тиранию. (2) Уже самая первая его книга «Агрикола» изображает поведение достойного человека в условиях бесчеловечного режима. (3) Две эти темы — тирания и нравственное противостояние ей — пронизывают главные исторические труды Тацита. (4) … Тацит вовсе не был наивным свободолюбцем. (5) Он помнил, что императорский порядок пришел на смену беспорядку, неуправляемому состязанию самолюбий. (6) Ужас гражданских войн в его глазах ничуть не лучше жестокости императоров.

1)​ 2

2)​ 3

3)​ 4

4)​ 6

16. Укажите предложение, в котором есть наречие в сравнительной степени.

(1) Это направление возникло в самом конце XVIII века и господствовало вплоть до начала 30-х годов. (2) Люди той эпохи воспринимали мир иначе, чем их предшественники, возникли у них и новые представления о прекрасном. (3) Романтики провозгласили абсолютную свободу художника, его право на воображение. (4)Художественное творчество они уподобляли акту божественного творения, а в человеке искусства видели существо, наделенное особым даром постижения сути мира, скрытой от глаз обычных людей. (5) «Поэт постигает природу лучше, нежели ученый», — писал Новалис. (6) Возможно, … героем романтических произведений часто становился художник, музыкант, живописец или поэт.

1)​ 4

2)​ 1

3)​ 5

4)​ 3

17. Выберите правильный ответ.

Наверное, то (же) делается и на деревьях: там то (же) сливаются капли.

1)​ оба слова — наречия (пишутся слитно)

2)​ в первом случае — указательное местоимение с частицей (пишется раздельно), во втором — наречие (пишется слитно)

3)​ в обоих случаях — указательные местоимения с частицей (пишутся раздельно)

18. Укажите верное написание слова и объяснение.

Как ветер, песнь его бесплодна, за (то), как ветер, и бесплодна.

1)​ за то — всегда пишется раздельно;

2)​ зато — здесь это союз, пишется слитно;

3)​ зато — всегда пишется слитно;

4)​ за то — здесь это местоимение с предлогом.

19. Укажите верное написание слова и объяснение.

Марьяна улыбалась нечасто, за (то) ее улыбка всегда поражала.

1.​ за то — всегда пишется раздельно;

2.​ зато — здесь это союз, пишется слитно;

3.​ зато — всегда пишется слитно;

4.​ за то — здесь это местоимение с предлогом.

20. Укажите верное написание слова и объяснение.

И ничего в природе нет, что (бы) любовью не дышало.

1.​ что бы — всегда пишется раздельно;

2.​ чтобы — здесь это союз, пишется слитно;

3.​ чтобы — всегда пишется слитно;

4.​ что бы — здесь это местоимение с частицей.

21. В каком ряду подчеркнутые слова являются наречиями?

1)​ (в)век не забыть мне друга, (в)дали послышалась свирель;

2)​ (в)век электроники случаются чудеса, (в)высь небесную взлетел голубь;

3)​ (в)высь поднимается дым, (в)даль туманную уходят поезда;

4)​ (в)дали моря белеет парус, (в)даль ушел караван.

22. В каком ряду все выделенные слова являются предлогами?

1)​ (на)встречу брату, (на)счет в банке:

2)​ (на)встречу с братом, (на)счет зарплаты;

3)​ иметь (в)виду, (не)смотря в глаза;

4)​ (не)смотря на возражения, (в)виду непогоды.

22. В каком ряду все выделенные слова являются предлогами?

1)​ благодаря сестре, возле памятника;

2)​ благодаря сестру, стоять возле;

3)​ за правым рядом, благодаря случаю;

4)​ рядом с домом, сидеть рядом.

23. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени.

(1)Тогда почти двумя третями Франции и всей Англией владела династия Плантагенетов. (2) Языком английского королевского двора оказался старофранцузский, на нем и были созданы первые рыцарские романы. (3)Вначале их писали в стихах и хранили в виде богато иллюстрированных манускриптов. (4)Рукописи эти читали вслух в покоях замков: там всегда находился какой-нибудь книжник — как правило, священнослужитель. (5) … и сами хозяева, а особенно хозяйки замков нередко были грамотными.

1)​ 4

2)​ 1

3)​ 5

4)​ 2

24. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени.

(1) В них проверяется, насколько благородный герой достоин быть членом рыцарского сословия. (2) Столкнувшись с опасностью, герои в отличие от авантюристов более поздних веков, которые действуют на свой страх и риск, поступают в строгом соответствии с кодексом рыцарского поведения.

(3)Романы воспринимались слушателями не как рассказ о реальных событиях далекого прошлого, а как выдумка, сказка, сочиненная поэтом. (4)Да и сам автор был не прочь подчеркнуть свои способности сочинителя. (5) … с рыцарских романов утвердилось право литературы на художественный вымысел.

1)​ 2

2)​ 3

3)​ 4

4)​ 5

25. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие прошедшего времени.

(1) Он был блестящим генетиком, экспериментатором и теоретиком, глубоко эрудированным биологом, крупным дарвинистом. (2) В его биографии отразилась вся история развития и разгрома генетики в СССР. (3) Имя И.А.Рапопорта, бесстрашного защитника генетики, известно в отечественной и мировой науке как имя автора одного из крупнейших биологических открытий ХХ века — химического мутагенеза. (4) Вместе со своими коллегами он был активным созидателем генетики в 30-х годах, когда в Россию приезжали работать крупнейшие генетики мира (Миллер, Бриджес и др.). (5) Он также пережил чудовищный и бессмысленный по своей сути разгром науки в СССР в 1948 году, когда из вузов и научных учреждений изгонялись все генетики. (6) … в возрасте 36 лет, в расцвете творческих сил автор выдающихся научных открытий был выброшен из науки на целое десятилетие. (7) Судьба его во многом была трагичной.

1)​ 3

2)​ 4

3)​ 5

4)​ 6

26. Найдите соответствие.

а) несмотря на дождь, в течение года

б) был в заключении, попал в течение реки

в) не смотря по сторонам, не смотря в глаза

1) существительные с предлогами

2) деепричастия с частицами

3) предлоги

1)​ а1, б2, в3

2)​ а2, б3, в1

3)​ а3, б1, в2

27. Найдите соответствие.

а) Спрячься (за)то дерево.

б) Что(бы) мне украсить?

в)Что(бы) украсить двор, отец решил засадить его деревьями.

1) местоимение с частицей

2) местоимение с предлогом

3) союз

1.​ а1, б2, в3

2.​ а2, б3, в1

3.​ а2, б1, в3

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector