Тест с ответами на тему психология труда



Укажите или допишите правильные ответы на следующие вопросы.

1.​ Предмет психологии труда – это ………..

2.​  Этический парадокс предмета психологии труда: чем больше мы изучаем субъекты труда, ………..

3.​ Общим методом психологии труда является ……………..

4.​  Концептуальные уровни помощи человеку в профессиональном и личностном самоопределении:

1.​ Адаптационно- производственный

2.​ ………………………………………

3.​ ………………………………………

5. Основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности, выделенные Пряжниковым Н.С. и Пряжниковой Е.Ю.:

1.​ Психология труда в традиционном понимании.

2.​ Инженерная психология.

3.​ ………………………………………………….. .

4.​ ………………………………………………….. .

5.​ ………………………………………………….. .

6. Эргономическая система – это система «человек-коллектив-……-социум-……-природа».

7. Критерии для типологии методов эргономического анализа выделенных …………

8. С точки зрения целей методы могут быть ……………………………………………..

9. С точки зрения способа получения данных выделяются методы эргономического анализа:

1. Объективные

2. ………………

10. С точки зрения «разрешающей способности» Моргунов Е.Б. выделял методы:

1. производственные

2. ……………………

2. Человек и труд.

Основные этапы развития субъекта труда.

1. Согласно периодизации развития как субъекта труда, предположенной Е.А. Климовым, выделяются следующие стадии:

1.​ стадия предигры

2.​  стадия игры

3.​  ……………….

4.​  ……………….

5.​  стадия адепта

6.​  ……………….

7.​  ……………….

8.​  стадия мастера

9.​  ……………….

10.​  ……………..

2. Уровни профессионализма согласно А.К. Марковой:

1.​  допрофессионализм

2.​  профессионализм

3.​  ……………………..

4.​  ……………………..

5.​  ……………………..

3. Этапы освоения профессии, выделенные А.К. Марковой:

1.​  адаптация человека к профессии

2.​  ……………………………………

3.​  гармонизация человека с профессией

4.​  ……………………………………

5.​  ……………………………………

6.​  ……………………………………

4. Три аспекта развития труда по Б. Ливехуду:

1.​  биологическое развитие

2.​  ………………………….

3.​  ………………………….



5. Периоды развития субъекта труда, по мнению Э. Эриксона:

1.​  базальное «доверие — или недоверие = » (до 1-го года)

2.​  ………………………………………………………………

3.​  «инициативность – или чувство вины = » (14-20 лет)

4.​  ………………………………………………………………

5.​  ………………………………………………………………

6.​  «сотрудничество – или отчуждение, изоляция = » (20-35 лет)

7.​  ………………………………………………………………

8.​  ………………………………………………………………

6. Формирование различных психологических систем профессиональной деятельности В.Д. Шадриков анализирует таким образом:

1.​  формирование мотивов профессиональной деятельности

2.​  формирование цели профессиональной деятельности

3.​  ……………………………………………………………

4.​  ……………………………………………………………

5.​  формирование блока принятия решений

6.​  ……………………………………………………………

7. Кто характеризует индивидуальный стиль деятельности «как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный результат?»

1.​  Шадриков В.Д.

2.​  Мерлин В.С.

3.​  Климов Е.А.

8. Основные этапы освоения профессии:

1.​  ……………………………………………..

2.​  практический этап как центральный момент формирования психологической структуры деятельности (осваиваются сначала отдельные действия, а затем – деятельность в целом)

9. Кто в качестве высшего этапа развития профессионала выделяет «этап творческого самоопределения себя как личности профессионала»

1.​  В.В. Смолин

2.​  А.К. Маркова

3.​  Е.А. Климов

10. Самосознание определяет через «конфликтный личностный смысл»:

1.​  Маркова А.К.

2.​  Смолин В.В.

3.​  Климов Е.А.

11. В качестве основных психологических регуляторов труда Климов Е.А. выделяет следующие:

1.​  образ объекта труда

2.​  ……………………..

3.​  ……………………..

12. Кому принадлежит высказывание «игра – это дитя труда»?:

1.​  Вундту В.

2.​  Климову Е.А.

3.​  Эльконину В.Б.

13. Среди условий, влияющих на становление профессионала, выделяют такие как «адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке своего уровня профессионализма», «представления человека о профессии, критерий оценки человеком самой профессии, профессионализм в ней, а также критерии оценки профессионалом в себе» выделяют:

1.​  Климов Е.А.

2.​  Маркова А.К.

3.​  Ливехуд Б.

14. Кризисы профессионального развития на основании идей Л.С. Выгодского определяли:

1.​ Ливехуд Б.

2.​ Шихи Т.

3.​ Зеер Э.Ф.

15. Кому принадлежит следующее определение: «Профессиональные деструкции — это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности»?

1.​  Марковой А.К.

2.​  Зеер Э.Ф.

3.​  Мерлину В.С.

16. Наиболее удачную классификацию уровней профессиональных деструкций предлагает:

1.​  Смолин В.В.

2.​  Маркова А.К.

3.​  Зеер Э.Ф.

17. Понятие «акмеология» впервые предложил:

1.​  Рыбников Н.А.

2.​  Ананьев Б.Г.

3.​  Ситников А.П.

18. Кто является автором книги «Вершина в развитии взрослого человека»:

1.​  Зеер Э.Ф.

2.​  Бодалев А.А.

3.​  Ситников А.Т.

19. Работа «Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии» принадлежит:

1.​  Бодалеву А.А.

2.​  Ситникову А.Т.

3.​  Климову Е.А.

20. Кто рассматривает главный критерий развития – психосоциальную идентичность как интегративное свойство личности:

1.​  Адлер А.

2.​  Климов Е.А.

3.​  Эриксон Э.

3. Психологическое понимание труда и профессии. Проблема субъективной значимости, удовлетворенности трудом и трудовой мотивации.

1. Основные психологические регуляторы труда, выделенные Климовым Е.А.:

1.​  образ объекта труда

2.​  образ субъекта труда

3.​  ……………………..

2. Психологическими признаками труда по Климову Е.А. являются:

1.​  сознательное предвосхищение социально ценного результата

2.​  сознание обязательности достижения заданного результата

3.​  …………………………………………………………………….

4.​  …………………………………………………………………….

3. Выделены следующие основные группы эргатических функций:

1.​  духовное производство

2.​  ………………………………………………

3.​  производство полезных действий обслуживания и самообслуживания

4.​  ………………………………………………

4. Трудовой пост – это «многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование», основным составляющим которого являются:

1.​  цели, представление о результатах труда

2.​  …………………………………………….

3.​  …………………………………………….

4.​  система профессиональных служебных обязанностей

5.​  система прав работника

6.​  …………………………………………….

5. «Золотое правило» — это правило организации взаимосоответствия элементов системы:

«человек — …………….»

6. Основные характеристики профессии:

1.​  это ограниченный вид трудовой деятельности

2.​  это общественно полезная деятельность

3.​  …………………………………………………..

4.​  …………………………………………………..

5.​  …………………………………………………..

6.​  это деятельность, посредством которое данное лицо участвует в жизни общества и которое служит ему главным источником материальных средств к существованию

7. Систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда предложили Зеличенко А.И. и ……………………..

8. К внешним мотивационным факторам труда относятся:

1.​  факторы давления

2.​  факторы приближения – отталкивания

3.​  ……………………..

9. Внутренними мотивационными факторами

Труда являются:

1.​  собственные мотивационные факторы профессии – предмет труда, процесс труда, результат труда

2.​  ………………………………………

3.​  ………………………………………

10. Факторами удовлетворенности трудом, выделенными М. Аргайлом, являются:

1.​ заработанная плата

2.​ …………………….

3.​ отношения с руководством

4.​ …………………….

5.​ удовлетворенность условиями, фирмой, организация времени, предоставление свободного статуса и личной идентичности, чувство общности, вынужденная активность

1. Ответы

1. субъект труда, т.е. работник, способный к спонтанности и рефлексии своей спонтанности в условиях производительной деятельности.

2. тем в большей степени мы лишаем человека его субъектности

3. исследование и развитие субъекта труда

4. 2) социально – адаптационный

3) ценностно – смысловой уровень

5. 3) психология управления (организационная психология)

4) профориентация

5) профессиональное образование

6) дополнительные разделы психологии труда: психофизиология труда, космическая психология, психологические аспекты трудовой реабилитации, профориентация инвалидов, психология юридической деятельности, психология менеджмента, маркетинга и т.д.

6. среда, культура

7. Е.Б. Моргунов

8. аналитическими и проектировочными

9. субъективные

10. лабораторные

2. Ответы

1. 3) стадия овладения учебной деятельностью

4) стадия «оптации»

6) стадия адаптанта

7) стадия интернала

9) стадия авторитета

10) стадия наставника

2. 3) суперпрофессионализм

4) непрофессионализм

5) послепрофессионализм

3. 2) самоактуализация человека в профессии

4. 2) психическое развитие

3) духовная биография

5. 2) «автономия – или сомнение и стыд» (1-3 года)

4) «трудолюбие, умелость – или чувство неполноценности» (6-14 лет)

5) «идентичность – или непризнание» (14-20 лет)

7) «дружба – или изолированность» (35-65 лет)

8) оценка прошлого, осознание идентичности, целостности всей жизни или, наоборот, неудачность своей жизни (60-65 лет и далее)

6. 3) формирование представления о программе деятельности

4) формирование информационной основы деятельности

6) формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК)

7. Мерлин В.С.

8. когнитивный (познание, освоение нормативно-заданного способа деятельности)

9. Маркова А.К.

10. Смолин В.В.

11. 2) образ субъекта труда

3) образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений

12. 3) Эльконину Д.Б.

13. 2) Маркова А.К.

14. 3) Зеер Э.Ф.

15. 2) Зеер Э.Ф.

16. 3) Зеер Э.Ф.

17. 1) Рыбников Н.А.

18. 2) Бодалев А.А.

19. 2) Ситникову А.Т.

20. 3) Эриксон Э.

3. Ответы

1. 3) образ субъект — объектных и субъект — субъектных отношений

2. 3) сознательное выделение и владение внешними и внутренними средствами деятельности

4) осознанная ориентировка в межчеловеческих производственных отношениях

3. 2) производство упорядоченности социальных процессов

4) материальное производство

4. 2) заданный предмет труда

3) система средств труда

5. «человек — предмет труда — средства труда — среда»

6. 3) это деятельность, предполагающая специальную подготовку

4) это деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение

5) это деятельность, дающая человеку определенный социальный и общественный статус

7. Шмелев А.Г.

8. 3) факторы инерции

9. 2) условия труда

3) возможности для реализации вне профессиональных целей

10. 2) отношения с сотрудниками

4) возможности продвижения по службе

Тест для итогового контроля знаний по дисциплине “Психология Труда”

1.​ Предмет психологии труда – это:

а) труд человека;

б) субъект труда, т.е. работник;

в) производственная деятельность;

г) трудовой процесс;

2.​ Общим методом психологии труда является:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) исследование и развитие субъекта труда;

г) беседа;

3.​ Основные направления (разделы) изучения человека в трудовой деятельности, выделенные Пряжниковым Н.С. и Пряжниковой Е.Ю. (укажите лишнее):

а) психология труда в традиционном понимании;

б) инженерная психология;

в) психология управления;

г) профориентация;

д) профессиональное образование;

е) психология здоровья;

4.​ Периодизация развития человека, как субъекта труда, была предложена:

а) А.Н. Леонтьевым;

б) А.К. Марковой;

в) Е.А. Климовым;

5.​ “Осознание своих потребностей и осознание своего характера” – о каком психическом регуляторе труда идет речь?

а) образ объекта труда;

б) образ субъекта труда;

в) образ субъектно-объектных и субъектно-субъектных отношений;

6.​ Первое знакомство с профессией в онтогенезе начинается:

а) в раннем дошкольном возрасте;

б) в школьном возрасте;

в) в юношестве;

г) в период молодости;

7.​ Наиболее тяжелый рубежный кризис это:

а) кризис “вырывания корней”;

б) “Искания 20 лет”;

в) кризис “середины жизни”;

8.​ Нарушение усвоенных способов деятельности это:

а) преодоление профессиональных деструкций;

б) преодоление общих деструкций;

в) профессиональная деструкция в самом общем виде;

9.​ Чрезмерное усиление некоторых черт характера это:

а) старение работника;

б) индивидуальный “предел” развития работника;

в) акцентуация характера;

10.​  Стадия, означающая, что работник стал лучшим среди мастеров называется:

а) стадия наставника;

б) стадия авторитета;

в) стадия адаптанта;

11.​  Мотивационный фактор труда, являющийся самым значимым называется:

а) необходимый доход;

б) положение и престиж профессии;

в) обеспечение занятости;

12.​  К внешнему мотивационному фактору относятся:

а) фактор инерции;

б) собственные мотивационные факторы профессии;

в) условия труда;

13.​  Что Пряжников считал общим методом дисциплины:

а) исследование и развитие объекта труда;

б) исследование и развитие субъекта труда;

в) изучение психологических механизмов труда;

г) обучение;

14.​  Адаптация человека к организации имеет структуру:

а) одноуровневую;

б) трехуровневую;

в) двухуровневую;

г) многоуровневую;

15.​  Динамический процесс постоянного приобретения и потери ресурсов взаимодействующих субъектов можно рассматривать как:

а) кризис;

б) адаптацию;

в) проблему;

г) пригодность;

16.​  Помощь человеку вписаться в данную производственную структуру для повышения ее эффективности называется:

а) адаптационно-производственной;

б) целостно-смысловой;

в) социально-адаптационной;

г) целостно-адаптационной;

17.​  В критерий классификации СЧМ по степени участия в работе системы человека входят (укажите лишний):

а) автоматические;

б) автоматизированные;

в) неавтоматизированные;

г) комплексные;

18.​  Эргономичность СЧМ предполагает (укажите лишнее):

а) управляемость;

б) отслеживаемость;

в) усвояемость;

г) надежность;

19.​  К основным характеристикам действия относятся (укажите лишнюю):

а) пространственные;

б) временные;

в) энергетические;

г) динамические;

20.​  Уровнем профессионального самоопределения является:

а) гностический;

б) теоретический;

в) аксиологический;

21.​  “Первичным благом” является чувство:

а) собственного достоинства;

б) самоопределения;

в) собственного благополучия;

22.​  Процесс практического выделения из имеющихся кандидатов это:

а) подбор;

б) отбор;

в) расстановка кадров;

23.​  Процесс принятия решения о зачислении кандидата на работу в штат организации это:

а) подбор;

б) ротация;

в) найм;

24.​  Способ управления персоналом, заключающийся в периодическом или эпизодическом перемещении работников, это:

а) квалификационные требования;

б) ротация;

в) управление человеческими ресурсами;

25.​  Аттестация персонала необходима, как способ:

а) контроля уровня готовности работника;

б) выявление профессионального продвижения;

в) оценивание результатов работы;

26.​  Создание психологической системы прогнозирования профпригодности описано опытами:

а) Т. Робертсона;

б) Е. А. Климова;

в) Г. Мюнстерберга;

27.​  Управление человеческими ресурсами заключается в:

а) планировании и организации работы с персоналом;

б) принятии решения о зачислении кандидата на работу;

в) сов-ти процедур сбора и анализа информации о содержании;

28.​  Изложенные в письменном виде главные обязанности работника это:

а) квалификационные требования;

б) функциональные задачи;

в) служебные инструкции;

29.​  Процесс определения эффективности деятельности сотрудников на конкретных рабочих местах, это:

а) обучение;

б) адаптация;

в) оценка персонала;

30.​  Основной состав работников организации, ее постоянные сотрудники, это:

а) персонал;

б) кадры;

в) штаты;

31.​  Общая работоспособность отражает:

а) возможности человека выполнять любую общественно полезную деятельность;

б) характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач;

в) состояние субъекта деятельности, определяющие уровень его эффективности в данный промежуток времени;

32.​  Состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный момент времени характеризует:

а) общая работоспособность;

б) актуальная работоспособность;

в) потенциальная работоспособность;

33.​  Периоды динамики работоспособности человека выделил:

а) В.И. Медведев

б) А.Б. Леонова

в) В.Г. Асеев

г) Ю.В. Майкин

34.​  Четыре степени переутомления выделил:

а) В.И. Медведев

б) К.К. Платонов

в) В.Г. Асеев

г) Ю.В. Майкин

35.​  На морфофизиологическом уровне субъекта труда учитывается:

а) его состояние здоровья;

б) функциональное содержание трудовой нагрузки;

в) его опыт, навыки, стиль деятельности;

36.​  Монотонность труда легкой степени отличатся при длительности операций:

а) 31- 100 секунд;

б) 61- 120 секунд;

в) 120- 180 секунд;

г) 181- 210 секунд;

37.​  При концептуальных ориентации в исследовании профессионального стресса выделяет:

а) А.Б. Леонова;

б) К.К. Платонов;

в) В.Г. Асеев;

г) В.И. Медведев;

38.​ Большими энергетическими ресурсами, но низкой активностью обладают представители:

а) гармоничного стиля;

б) накопительного стиля;

в) затратного и экономного стиля;

39.​ .Принцип активного отдыха был сформулирован:

а) Н.М Сеченовым;

б) В.И. Медведевым;

в) К.К. Платоновым;

г) В.Г. Асеевым;

40.​  Умственную и физическую работоспособность повышает:

а) холод;

б) тепло;

41.​  В инженерной психологии главный субъект труда – это:

а) человек работающий с компьютером;

б) “человек”- взаимодействующий со смежной техникой, через информационные процессы;

в) инженер труда;

42.​  Основные теоретико-методические концепции инженерной психологии выделяет:

а) А.П. Зинченко;

б) А.П. Ломов;

в) А.А. Крылов;

43.​  Основные виды моделирования деятельности оператора выделяет:

а) Б.А. Смирнов;

б) А.А. Крылов;

в) Г.М. Зариловский;

Ответы к тесту

1.​ б

2.​ в

3.​ е

4.​ в

5.​ в

6.​ а

7.​ в

8.​ в

9.​ в

10.​ б

11.​ а

12.​ а

13.​ б

14.​ г

15.​ б

16.​ а

17.​ г

18.​ г

19.​ г

20.​ а

21.​ а

22. б

23. в

24. б

25. а

26. в

27. а

28. б

29. в

30. б

31. а

32. б

33. а

34. б

35. а

36. а

37. а

38. б

39. а

40. а

41. б

42. в

43. а