Курсовая работа на тему Процесс формирования системы охраны памятников природного и культурного значения в Южной Корее

Введение.

На сегодняшний день между Российской Федерацией и Южной Кореей существуют довольно прочные связи в экономическом, промышленном, торговом, культурном и научном плане.

В области экономики и промышленности Россия и Южная Корея реализуют совместные проекты по созданию крупномасштабного промышленного комплекса на Дальнем Востоке России в Приморском крае, а также по разработке и добыче нефтегазовых ресурсов в Иркутской области. К тому же планируется соединение Транссибирской железной дороги с внутренней корейской железнодорожной сетью.

В области культуры, науки и образования у России с Южной Кореей существуют договорённости по укреплению и усилению договорно-правовой базы в этих областях. Российская корпорация нанотехнологий (РОСНАНО) подписала меморандум с министерством образования, науки и технологий Южной Кореи, в котором они пришли к решению о сотрудничестве.

Учитывая тот факт, что на территории Российской Федерации уже созданы научно-исследовательские центры крупнейших южнокорейских фирм и компаний, правительство Южной Кореи решило развивать тесное сотрудничество с Российской Федерацией на уровне мелких и средних компаний. Именно с этой целью правительство Южной Кореи с 2009 г. стало реализовывать экспериментальный проект по помощи в поиске малым и средним компаниям научных и бизнес партнёров, которые обладают оригинальными технологиями. Эта программа реализовывается путём сотрудничества южнокорейского правительства с Российской Академией Наук и другими научными и научно-исследовательскими учреждениями Российской Федерации. Также, правда в гораздо меньших масштабах, развивается сотрудничество в военно-технической области. [23]

На сегодняшний день всё более важным и приоритетным становится сотрудничество Российской Федерации и Южной Кореи в области сохранения и восстановления культурного и природного наследия, обмен накопленным опытом и знаниями в данной области. Таким образом, можно сделать вывод, что данная тема очень актуальна на сегодняшний день.

Целью данного исследования является изучение системы управления и охраны памятников природного и культурного значения в Южной Корее.

Объектом исследования являются памятники природного и культурного значения в Южной Корее.

Предметом исследования является процесс формирования системы охраны памятников природного и культурного значения в Южной Корее.

Достижение поставленной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

1.​ Рассмотреть памятники культурного и природного значения Южной Кореи;

1.​ Исследовать памятники археологического значения Южной Кореи;

1.​ Изучить деятельность основного органа управления охраной памятников природного и культурного значения в Южной Корее;

1.​ Проанализировать законодательную базу Южной Кореи.

Территориальные рамки работы ограничены территорией Южной Кореи.

Проведенный историографический и источниковедческий анализ темы позволил сделать следующие выводы:

Основу источниковедческой базы в области исследования правового режима охраны культурного и природного наследия Южной Кореи составляет следующий закон. Закон № 961 от 10 января 1962 г. «Об охране культурного наследия», данный закон регулирует отношения в области сохранения материальных и нематериальных объектов культуры Южной Кореи, в нём рассматриваются 4 категории объектов культуры, которые представляют особую ценность для страны и регламентируются способы их охраны. Данный закон является единственным в области охраны объектов культурного и природного наследия, в случае выявления каких-либо новых обстоятельств и условий к этому закону принимаются различные поправки, которые способны разрешить проблемные вопросы. Таким образом, Закон № 961 является единственным и универсальным законодательным актом в области охраны объектов культурного и природного наследия Южной Кореи.

Исследования, которые были нами рассмотрены в рамках данного исследования, позволяют сделать следующие выводы, что наиболее подробно рассмотрены памятники культуры и природы, история их включения в список ЮНЕСКО и в Список национального достояния Южной Кореи, а также очень полно рассмотрена законодательная база в области охраны объектов культурного достояния в работе Т.М. Симбирцевой «Владыки старой Кореи» и «Корея на перекрестке эпох» , работах Б.Д. Пака, О.В. Кирьянова и Г.Д. Толорая. История обнаружения памятников археологического, культурного и исторического значения Южной Кореи, а также развитие законодательной базы Южной Кореи в области охраны объектов культурного и природного достояния рассмотрены в статье А.В. Загорулько «Охрана археологического наследия в Республике Корея», а также в работах М.В.Воробьева и Ю.М. Бутина.

Методологическая основа исследования.

Решение общих задач, установленных в работе, зависит от определения методологии исследования. Методологической основой исследования стали принципы историзма и научной объективности, которые позволили создать достоверность полученных результатов.

Цели и задачи настоящего исследования потребовали реализации как общенаучных, так и специальных методов познания. К общенаучным методам следует отнести логический (научного анализа и синтеза) метод, позволивший рассмотреть исторические процессы в их реальном развитии и формировании.

Использование научного анализа вызвано установленными задачами работы, что предполагает разделение объекта на составные части для их тщательного изучения и затем осуществление соединения элементов в единое целое.

ГЛАВА I. ИСТОРИЧЕСКИЕ И ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЮЖНОЙ КОРЕИ КАК ОБЪЕКТЫ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ

§ 1. Культурное и природное наследие Южной Кореи

С 1975 г. в силу вошла, принятая в 1972 г. Конвенция «об охране всемирного культурного и природного наследия». А уже в начале 80-х гг. XX в. стали создавать список объектов всемирного наследия Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), при этом сам термин « объект всемирного наследия» подразумевает под собой наиболее выдающиеся по своему значению культурные и природные объекты, которые нуждаются в постоянном наблюдении и сохранении их в первозданном виде, т.к. человечеству они необходимы.

Первые 3 культурных памятника Республики Корея были внесены в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО в 1995 г., и все они являются «национальными сокровищами»:

-Шедевр восточноазиатской средневековой архитектуры буддийский комплекс храмов, построенный в VIII в. Он состоит из храма Соккурам, расположенного в искусственном гроте, а также Пульгукса («Царства Будды») – монастыря, расположенного на горе Тхохамсан, которая находится в 16-ти километрах от города Кёнджу;

-Хранилище книг Чангён пханджон, состоящее из 2 сооружений, и первое, и второе из которых – это части буддийского монастыря Хейнса, находящийся в горном хребте Каясан. Оно было построено с целью хранения собрания священных буддийских корейских писаний Корё Тэджанген в XV в. Это сооружение является одним из древнейших строений подобного рода, т.к. строили его по особой технологии, позволяющей веками сохранять блоки из дерева в неизменном состоянии.

-Чонмё – это храм, принадлежавший легендарной династии Чосон, расположенный в г. Сеул, столице Южной Кореи. Этот храм древнейший из конфуцианских сооружений, который остался практически без изменений с XVI в. В нём и по сей день проходят различные церемонии, которые сопровождаются музыкой и танцами, а также песнями в традициях, заложенных ещё в начале правления династии Чосон.

В 2009 г. в число объектов всемирного культурного наследия ЮНЕСКО были включены ещё 9 памятников Южной Кореи, и 1 был включён список природного наследия. Таким образом, продолжая выше начатый список:

-Кёнджу – заповедник исторического значения, в котором расположена реликтовая гора Намсан. Этот заповедник располагался в столице древнего государства Силла. Здесь находится огромное количество различных скульптур, усыпальниц, пагод, храмов и монастырей, дворцов и т.д.

-Чхандоккун – это дворцовый комплекс, расположенный в г. Сеул, и построенный в XV в. Он являлся любимой резиденцией монархов династии Чосон.

-Крепость Сувон или Хвасон (XVIII в.) – это выдающийся памятник оборонной архитектуры, в котором использовались новейшие по тем временам технологии фортификации в мире.

-Дольмены, находящиеся в провинциях Кочхан и Хвансун, — это доисторические места погребений.

— Гробницы монархов династии Чосон (около 40 гробниц), которые находятся в диаметре 80-ти километров вокруг крепостной стены древнего Хансона (Сеул).

— О. Чеджудо, богатством которого являются многочисленные вулканы и магматические пещеры. Этот остров уникален своей суровой природой. Состоит этот природный памятник из 3-х объектов:

— горная пещера Комунорым

— гора Ильчхульбон

— Халласан – потухший вулкан.

Начиная с 2010 г. и по сегодняшний момент Южная Корея ожидает решения комиссии ЮНЕСКО ещё по нескольким памятникам природного и культурного значения, а именно:

1.​ Самнён сансон («трехлетняя крепость») (470-473 гг. н.э.);

2.​ гробница пэкческо- го Мурён-вана (501-522) в Конджу (Юж. Чхунчхон);

3.​ гончарни в Канджине;

4.​ природный заповедник Сораксан, известный своими потрясающими взор пейзажами и старинными буддийскими храмами;

5.​ поселение Хахве – образчик конфуцианской культуры;

6.​ этнографическое поселение Андон, находящееся вблизи Кёнджу. Здесь представлены отличные образцы традиционной застройки времён Чосон;

7. «заповедник динозавров», площадью почти 33.5 тыс. кв. метров, — это место, где сохранилось более тысячи восьмисот отпечатков следов доисторических существ, гнёзда с окаменевшими кладками яиц. [14, c. 236]

В 1992 г. ЮНЕСКО начала проводить программу «Память мира» , которая направлена на сохранение в различных странах нашей планеты документального наследия, книжных коллекций, мемуаров, которые отражают многообразие языков, культур и народов, позволяющих проанализировать развитие человеческой мысли, технологий и других достижений человечества.



В 2009 г. в реестр этой программы было включено 193 памятника, 7 из которых южнокорейские. Это больше чем в любом другом восточноазиатском государстве. Вот перечень этих памятников:

1.​ Хунмин Чоным («Наставление народу о правильном произношении») – это эдикт, написанный в 1446 г. ваном Седжоном, в котором впервые была создана собственная корейская письменность;

2.​ Чосон ванджо силлок («Истинные записи династии Чосон») – это самая долговременная и объёмная летопись в подобном жанре (около 53-х млн. иероглифов);

3.​ Сынджонвон ильги («Ежедневные записи королевского секретариата») – это самая объёмная летопись в истории (242.5 млн. иероглифов). Она велась каждый день на протяжении двухсот восьмидесяти восьми лет;

4.​ Пэгун хвасан чхорок Пульджо чикчи симчхе ёджоль – это извлечения из учений великих буддийских наставников о постижении природы Будды, которые составил монах Пэгун;

5.​ Чосон ванджо ыйгве («Книги установленного ритуала династии Чосон») – это записи о самых важных событиях династии Чосон, с вкраплёнными в неё иллюстрациями;

6.​ «Трипитака Корё» (Корё Тэджангён ) – это полное собрание священных текстов буддистов. Иногда её называют « Кореана Трипитака» ;

7.​ Тоный погам («Зерцало восточной медицины») – это уникальная энциклопедия восточной медицины, составленная дворцовым лекарем вана Кванхегуна Хо Чуном в 1613 г.

§ 2. Археологическое наследие Южной Кореи

Несмотря на то, что в XVIII – XIX вв. учёные Кореи имели слабое представление об археологии и считали все мегалитические артефакты последствиями природных процессов. Всё же они понимали, что необходимо сохранять культурное наследие.

Однако только с приходом к власти Японии на Корейском полуострове охрана памятников природного и культурного значения в стране стала осуществляться на государственном уровне.

Первым законом, который имел какое-либо отношение к сохранению объектов культурного наследия в Корее, стал закон «о храмах и кумирнях», принятый в 1911 г., спустя всего лишь год после аннексии Корейского полуострова Японской империей. В его основу было положено , начатое ещё в 1897 г., обследование японскими специалистами памятников буддизма в Корее, которые находились на тот момент в собственности государства. Именно поэтому в первоначальном законодательстве тщательно прописывались обязанности по охране всех элементов объектов буддийского наследия в отдельности, а также были регламентированы обязанности священников и настоятелей в храмах и монастырях.

Следующие законодательные акты, которые были посвящены охране культурного наследия в Корее, были построены на основании статусного права и введены в действие в 1916 г. Эти законы имели название «Правила сохранения руин и древностей Кореи». В них были прописаны правила учёта и контроля всех объектов культурного наследия: их находка, изучение, все перемещения этих объектов были строжайше регламентированы, а регулированием всех этих процессов стала заниматься местная полиция.

Первые разведывательные экспедиции японских археологов начали свою работу на территории Корейского полуострова ещё в 1901 г. Например, Тадаси Сэкино обнаружил и исследовал археологические и исторические памятники в районах Кёнджу, Кэсона и Сеула.

Первый официально принятый список объектов культурного наследия в Корее был составлен в 1938 г., а утверждён специальным указом «О достоянии Династии Чосон». На момент своей заключительной редакции, которая прошла в 1943 г., в этом списке насчитывалось почти 600 объектов.

После вступления Южной Кореи в состав ООН и, следовательно, в ЮНЕСКО (произошло это в 1954 г.) вновь активизировалась охранная деятельность объектов культурного и археологического наследия. На основе старого списка, составленного ещё японскими колонистами, был создан новый более полный, получивший название Список объектов национального достояния.

В то время к числу объектов археологического наследия можно было отнести только пять, и все они являлись движимыми , — это были различные предметы, найденные в многочисленных гробницах ванов средневекового государства Силла (VII – X вв.).

Однако уже к 1989 г. к этим пяти движимым объектам добавились новые и их общее количество достигло сорока восьми объектов. Это были преимущественно движимые объекты, которые сейчас хранятся в различных государственных музеях Южной Кореи. К числу недвижимых объектов относились только двадцать четыре объекта, представляющие собой давно известные и относительно неплохо изученные памятники и наскальные рисунки. Этот список постоянно увеличивался и продолжает расти, вплоть до сегодняшнего дня.

В 70 –е гг. XX в. в Южной Корее начали реализовываться значительные и масштабные археологические раскопки, которые финансировались в основном из государственного бюджета. К тому же о сохранении археологического наследия стали задумываться серьёзные инвесторы, занимающиеся, как правило, крупным строительством. [23]

Начавшаяся в то время интенсивная индустриализация корейской экономики и промышленности дала значительный толчок к обнаружению огромного количества до тех пор неизвестных, либо слабо изученных, археологических памятников и других объектов.

В основном каждый, найденный во время раскопок, предмет считался собственностью государства и в обязательном порядке передавался на археологическую экспертизу в Национальный музей, который определял культурную, историческую или археологическую ценность того или иного предмета. В том случае, если у найденного объекта имелся собственник, государство старалось выкупить предмет за символическую плату, после консультации с экспертами из Национального музея. Однако стоимость выкупа предмета была невысока, поэтому многие владельцы подобных предметов старались продать их частным коллекционерам или вывезти их за границу с целью сбыта их на чёрном рынке.

Основываясь на проводимой в то время политике сохранения и реставрации памятников культурного наследия страны, реставрировать или раскапывать наиболее значимые объекты поручалось самым крупным и известным государственным музеям или институтам. Но из-за дефицита высококвалифицированных специалистов и археологов раскопками и реставрацией занимались только на объектах, которые имели наибольшее значение или самое плачевное, уже полуразрушенное, состояние.

В период с 1991 по 1997 гг. в Корее было реализовано девятьсот шестьдесят шесть раскопок, пятьсот восемьдесят пять из которых – это проекты по спасению памятников культурного наследия, двести тридцать шесть – это проекты по реставрации и реконструкции и сто сорок пять – это научные археологические раскопки.

Однако, несмотря на столь внушительную статистику, государство крайне нежелательно соглашалось спонсировать раскопки разрушенных или разрушающихся объектов и памятников археологического значения.

В связи с тем, что вплоть до недавнего времени в Южной Корее была серьёзная кадровая нехватка, так как корейскому специалисту по охране культурного наследия очень сложно устроиться на работу в государственное учреждение, проведение и реализация программ, связанных с сохранением и реставрацией памятников культурного наследия в стране, были сильно затруднены. Однако в последние несколько лет наметились серьёзные сдвиги тенденции решения в положительную сторону в этом вопросе.

Таким образом, несмотря на все существующие и существовавшие трудности, в Южной Корее проводилась и проводится одна из наиболее активных и продуктивных, особенно в сравнении с другими странами Восточной Азии, программ по сохранению культурного, природного и археологического наследия в стране.

ГЛАВА II. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ЮЖНОЙ КОРЕИ ОБ ОХРАНЕ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

§ 1. Особенности законодательства об охране культурного и природного наследия Южной Кореи

Создание на территории Корейского полуострова специального законодательства, направленного на охрану культурного наследия, как правило, связывают с периодом японской аннексии и протектората в стране. Тем не менее основа для формирования на законодательном уровне систематизированной охраны особых архитектурных сооружений и значимых территорий была сформирована в Корее задолго до прихода туда японских оккупантов.

Издавна в Корее было бережливое отношение к древним артефактам и ценностям. Существовали даже специальные чиновничьи должности, деятельность которых регламентировалась в уложении «Тэджон тхонпхён». На содержании у государства находились гробницы ванов Корё, причём не только членов семьи династии Ли, стоящей в то время у власти, но и предшествующих монарших семей. В соответствии с этим уложением была создана система деления на охраняемые территории, именуемые попсан. Для ухода за этими территориями назначалось определённое количество людей, чаще всего крестьянского происхождения. На уровне небольших поселений и городов памятники культурного достояния страны были в управлении близлежащих центров конфуцианства (совонов) и имели взаимосвязь с ритуальной системой, направленной на поминовение усопших предков.

Современное законодательство Южной Кореи в области охраны памятников культурного и природного значения стало формироваться в период после II Мировой войны, когда Корея была освобождена от японских оккупантов союзническими войсками. Именно тогда при военной администрации США, базирующейся на территории Кореи, основываясь на «Иванджик» (Управление по делами королевской семьи при японском генерал-губернаторе), было организовано Управление делами бывшего королевского дома. На него были возложены обязанности и ответственность по сохранению и содержанию в надлежащем порядке объектов культурного наследия.

После вступления Южной Кореи в состав ЮНЕСКО (произошло это в 1954 г.) с новой силой и большей активностью стала реализовываться деятельность по сохранению культурного наследия. В 1955 г. было реорганизовано Управление делами бывшего королевского дома, и был обновлён список объектов культурного наследия, утверждённый ещё в период японской колониальной оккупации. К тому же этот список получил новое наименование, теперь он назывался Список объектов национального достояния.

10.01.1962 г. в силу вступил основной законодательный акт Южной Кореи в области охраны объектов природного и культурного наследия Закон «Об охране культурного наследия» (Закон № 961 от 10.01.1962 г.). Он до сих остаётся главнейшим источником регулирования охраны объектов культурного и природного наследия. Его основополагающей задачей считается сохранение как материальных, так и нематериальных ценностей культуры Кореи. В соответствии с данным законом культурные ценности подразделяются на 4 типа: материальные объекты культуры, которые имеют особую ценность; нематериальное культурное наследие, имеющее особую ценность; объекты культуры народа и памятники. В закон вносился ряд поправок, однако последняя поправка на данный момент была принята от 4 февраля 2010 г. и касалась особого положения о фольклорной культуре Южной Кореи.

В конце 1962 г. оформили обновлённый список объектов культурного наследия, в котором насчитывалось сто шестнадцать объектов, а также был принят Закон об охране культурного наследия (№ 961) (Мунхваджэ похопоп). В соответствии со ст. 10 и 16 данного законодательного акта для того, чтобы утвердить объект в качестве национального достояния необходимо его тщательно изучить, оформить ряд необходимых документов. В эти документы включается информация о владельце объекта, если таковой имеется, дата, время, место и обстоятельства обнаружения предмета, его размеры, местоположение, все исторические сведения и легенды, мифы и сказания, связанные с этим объектом, информация о его состоянии и фотоматериалы.

Вся документация должна была ежемесячно изучаться и проверяться сотрудниками специальных комитетов, включённых в состав Управления по делам культурного достояния. При необходимости специалист из комитета выдвигался на место расположения объекта для личного обследования. Последнее слово в принятии того или иного решения принадлежало министру культуры и туризма, он подписывал мунхвадже тэджан («сертификат культурного наследия») и принимал решение о размерах средств, выделяемых на содержание того или иного объекта культурного наследия, предварительно посоветовавшись с комитетом Управления по делам культурного достояния.

Руководствуясь Законом об охране культурного наследия, абсолютно каждый впервые найденный, либо неизвестный объект культурного наследия автоматически становился одним из самых ценных памятников национального достояния. К погребённым культурным остаткам (мэджан мунхвадже) причислялись все предметы или сооружения, найденные в земле, под водой или под каким-либо строением. В их число входили как материальные объекты культурного наследия, например, сооружения, живописные полотна, старинные книги и рукописи, предметы ваяния, так и памятники, к которым относились гробницы, монастыри и храмы, дворцы и могильники и т.д., а также участки культурного слоя (Глава 4, статьи 54-65).

В 1988 г. руководство страны принимает решение присоединиться к Конвенции ЮНЕСКО по охране Всемирного культурного и природного наследия. Поэтому, помимо внутреннего государственного законодательства, на территории Южной Корее действуют правила, прописанные в Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (16.11.1972 г.).

Ещё одним международным законодательным актом, к которому изначально присоединилась Южная Корея, является Международная Конвенция об Охране Нематериального Культурного Наследия, принятая 17.10. 2003 г. [14, с. 235]

Таким образом, становится очевидным, что система охраны памятников культурного и природного значения на законодательном уровне стала складываться в Южной Корее ещё в начале XX в., в период Японской оккупации полуострова. Однако зачатки государственного регулирования охраны особо важных культурных объектов в стране начали складываться значительно раньше. На сегодняшний же день Южная Корея обладает достаточно продуманной и универсальной законодательной базой в области сохранения культурного и природного наследия, которая обеспечивает надёжную, продуктивную и эффективную охрану культурного и природного достояния страны на всех уровнях.

§ 2. Способы регулирования охраны памятников природного и культурного наследия в Южной Корее

Несомненно, огромное значение в формировании экономического и культурного «взрыва» в Южной Корее во второй половине XX – начале XXI вв. возымел факт официального признания довольно большого количества различных памятников культуры Южной Кореи объектами всемирного достояния.

Всемирная глобализация не оставила в стороне и Южную Корею. В этот период становится всё более актуальной пропаганда серьёзных успехов и значительных достижений южнокорейской культуры, причём отнюдь не только в пределах границ самой Южной Кореи, но и в остальном мире.

Задача распространения, продвижения и популяризации этих самых достижений стала возлагаться на специально созданный правительственный орган Мунхваджэ чхон (Управление культурным наследием Южной Кореи). На финансирование деятельности этого органа выделялись значительные дотации из государственного бюджета страны (около 0,5 млн. $ США в 2007 г.). Основан орган был, практически сразу после окончания II Мировой войны, 08.11.1945 г. и носил в то время наименование Ведомства по управлению имуществом бывшей императорской семьи Чосона (Ку хвансиль саму чхон).

В 1961 г. этот государственный исполнительный орган получает более широкие возможности, полномочия и обязанности. Теперь в его ведение были переданы не только объекты культурно-исторического значения эпохи династии Чосон, но и других периодов истории Корейского полуострова. С этого момента он приобретает также и новое название, отныне его стали именовать Мунхваджэ кваллигук (Администрацию культурного наследия ).

Следующий значительный шаг в деятельности Администрации культурного наследия произошёл спустя 22 года после создания самого органа в 1983 г. В этом году произошло деление единого органа на 3 подразделения:

1- по управлению культурным и природным наследием страны;

2- по сохранению культурного и природного наследия страны;

3- по руководству дворцами и усыпальницами династических семей, правивших в Корее когда-либо.

В 1975 г., за 8 лет до вышеизложенного деления, при администрации были организованы Институт культурного наследия (Мунхваджэ ёнгусо) и Этнографический музей (Мгтсок панмульгван). В 1990 г. Институт открывает свои филиалы в нескольких городах страны, а именно в Кёнджу, Пуё и Чханвоне, выходя, таким образом, за пределы границ одной только столицы страны, на общегосударственный уровень. Также был организован Отдел по охране реликтовых предметов Прибрежного района Мокпхо.

На сегодняшний день Мунхваджэ чхон обладает статусом правительственного департамента в рамках Министерства культуры, спорта и туризма Южной Кореи и находится в непосредственном подчинении у самого министра культуры страны. Штаб-квартира организации располагается не в столице страны, как следовало бы ожидать, а в г. Тэджон. Это связано с более выгодными геополитическими и историческими факторами расположения этого города. Помимо восемнадцати отделов общего и административного характера в его руководстве пребывают также 1 центральный и 5 региональных Научно-исследовательских институтов, в которых ведётся непрерывная работа по разработке новых, более совершенных, способов реставрации и охраны памятников культуры, осуществляется поиск и исследование культурных объектов, которые имеют высокую историческую, культурную или эстетическую ценность для страны и мира в целом и нуждаются в сохранении.

Также в Южной Корее имеется высшее учебное заведение, где готовят квалифицированных специалистов в области культурного и природного наследия. Оно называется Школа традиционного культурного наследия (Хангук чонтхон мунхва хаккё). Тут ведётся подготовка высококвалифицированных профессиональных кадров, а именно менеджеров в области культурного наследия, реставраторов и экспертов, музейных сотрудников и т.д.

В ведении управления находятся 5 монарших дворцов и храм Чонмё (Храм правителей династии Чосон) в г. Сеул, а также четырнадцать комплексных королевских гробниц и захоронений в самых разных местах Южной Кореи. [15, с. 118]

С начала XXI в. одним из очень важных, перспективных и ключевых направлений деятельности ведомств Администрации культурного наследия становится развитие и создание прочных и надёжных связей в сфере культурного наследия с соседней Корейской народно-демократической республикой (КНДР). На развитие этого направления деятельности направлены значительные усилия и ресурсы, так как Корейская народно-демократическая республика на сегодняшний момент является крайне замкнутым и обособленным государством, очень неохотно идущим на какие-либо взаимодействия в области культуры, экономики и туризма с другими государствами, в особенности с южной Кореей. Настрой подобного характера связан с тем, что Корейская народно-демократическая республика относится недружелюбно и даже враждебно по отношению к своему южному соседу. Однако самым приоритетным направлением всё же остаётся деятельность управления по продвижению и представлению памятников Южной Кореи на рассмотрение в комиссию ЮНЕСКО.

Исходя из вышеизложенного текста, становится явным тот факт, что в Южной Корее хорошо развита охрана объектов природного и культурного наследия, организовано на высоком уровне регулирование деятельности основного органа управления в сфере культурного наследия, а также всех ему подведомственных учреждений и организаций. Выделяются значительные финансовые бюджетные средства, привлекаются инвестиции и другие ресурсы, необходимые для организации качественной и стабильной работы в сфере культурного наследия, а также для сохранения, восстановления, поддержания и реставрации объектов культурного наследия Южной Кореи. [2, с. 74]

Заключение

Взаимосвязи Российской Федерации и Южной Кореи в области культуры, образования и сохранении объектов культурного и природного наследия активно развиваются, становясь все более приоритетным и перспективным направлением во внешних взаимоотношениях между странами.

В ходе нашего исследования мы раскрыли сущность правового режима в области сохранения объектов природного и культурного наследия Южной Кореи посредством решения поставленной цели и задач:

— во-первых, были рассмотрены памятники культурного природного значения Южной Кореи. В результате чего, можно сделать вывод, что Южная Корея обладает значительным количеством памятников природного и культурного значения, которые являются весьма важными объектами как в национальном, так и во всемирном значении. Общее количество памятников, которые включены в список Объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, насчитывает семнадцать. Четырнадцать из них включены в список исходя их культурного значения для мира, а три из них внесены в список по природному критерию.

— во-вторых, были исследованы памятники археологического значения, на основе чего можно сделать вывод, что в период вступления Южной Кореи в состав ЮНЕСКО насчитывалось около пяти объектов археологического наследия, на сегодняшний день число этих объектов уже превышает пятьдесят и их количество продолжает расти. Памятники археологического наследия Южной Кореи обладают не только национальным, но и всемирным культурным значением.

— в-третьих, была изучена деятельность основного органа управления охраной памятников природного и культурного значения в Южной Корее. На основании чего можно сделать вывод, что охраной памятников культурного и природного значения занимается один орган, образованный государством, Администрация культурного наследия и подведомственные ему отделения. В его полномочия входит: охрана памятников, их изучение и реставрация, организация археологических раскопок и поиск новых предметов, которые имеют культурное и историческое значение.

— в-четвертых, была проанализирована законодательная база Южной Кореи. На основании чего можно сделать следующий вывод, что существует один закон № 961 от 10 января 1962 г. «Об охране культурного наследия», данный закон отражает основные правила и критерии охраны культурного и природного наследия. Этот закон включает в себя принцы и порядок включения объекта в Список национального достояния.

Список используемых источников и литературы

Опубликованные источники

1. Аносова, Л.А., Матвеева, Г.С. Южная Корея. Взгляд из России / Л.А.Аносова, Г.С.Матвеева. – М.: Наука, 1994. – 252 с.

  1. Бажанова, Н.Е. Внешнеэкономические связи КНДР / Н.Е.Бажанова – М.: Наука, 1993. – 213 с.
  2. Боголюбова, Н.М., Фокин, В.И. Всемирное культурное наследия / Н.М.Боголюбова, В.И.Фокин. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2015. – 368 с.
  3. Бутин, Ю.М. Древний Чосон / Ю.М.Бутин. – Новосибирск.: Наука,1982. – 330 с.
  4. Бутин, Ю.М. От Чосона к трем Государствам / Ю.М.Бутин.- Новосибирск: Наука, 1984. – 256 с.
  5. Воробьев, М.В. Древняя Корея / М.В.Воробьев. – М.: Издательство восточной литература, 1961. – 194 с.
  6. Воробьев, М.В. Корея до второй трети VII в. Этнос, общество, культура и окружающий мир / М.В.Воробьев. – М.: Петербургское Востоковедение, 1997. – 147 с.
  7. Григорьев, А.А. География Всемирного наследия / А.А.Григорьев. – СПб.: Издательство СПбГУ, 2012. – 348 с.
  8. Ким, Х.Г. Современная история Кореи /Х.Г.Ким. – Пхеньян: Издательство литература на иностранном языке, 1979. – 677 с.
  9. Кирьянов, О.В. Корея без вранья / О.В.Кирьянов. – М.: Рипол Классик, 2015. – 352 с.
  1. Кисель, В.П. Памятники всемирного наследия / В.П. Кисель. – Минск: БелСЭ, 1998. – 287 с.
  2. Мазуров, В.М. От авторитаризма к демократии / В.М.Мазуров. – М.: Восточная литература, 1996. – 197 с.
  3. Пак, Б.Д. Россия и Корея / Б.Д.Пак. – М.: ИВ РАН, 2004. – 519 с.
  4. Симбирцева, Т.М. Владыки старой Кореи / Т.М.Симбирцева. – М.: РГГУ, 2012. – 640 с.
  5. Симбирцева, Т.М. Корея на перекрестке эпох / Т.М.Симбирцева. – М.: Муравей-Гайд, 2000. – 256 с.
  6. Ткаченко, В.П. Корейский полуостров и интересы России / В.П. Ткаченко. – М.: Восточная литература, 2000. – 207 с.
  7. Толорая, Г.Д. Республика Корея / Г.Д.Толорая. – М.: Мысль, 1991. – 120 с.
  8. Утков, Е.В. 100 мест всемирного наследия ЮНЕСКО / Е.В.Утков. – М.: Эксмо, 2014. – 96 с.
  9. Cleere H. Preserving Archaeological Sites and Monuments // Archaeology. – 2001. – Vol. II. – C.1-24.
  10. Pai Il Huyng. The politics of Korea`s past: The legacy of Japanese colonial archaeology in Korean peninsula // East Asian History. – 1994. – N 7. – C.25-48.
  11. Pai Il Huyng. Creation of national treasure and monuments // Korean Studies. – 2001. – Vol. 25. – N 1. – C. 72-95.

Интернет-ресурсы

  1. Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Республике Корея[Электронный ресурс]. – https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_объектов_всемирного_наследия_ЮНЕСКО_в_Республике_Корея(Дата посещения: 25.01.2016 г.)
  2. Отношения России и Южной Кореи [Электронный ресурс]. – http://www.inforos.ru/?module=news&action=view&id=25807Дата посещения 25.01.2016 г.
  3. Закон № 961 от 10.01.1962 г. «Об охране культурного наследия» [Электронный ресурс]. – http://www.wipo.int/wipolex/ru/details.jsp?id=12943Дата посещения 23.01.2016 г.
  4. Культура Кореи [Электронный ресурс]. – http://vkorea.ru/kultura-korei/Дата посещение 22.01.2016 г.
  5. Официальный сайт ЮНЕСКО [Электронный ресурс]. – http://whc.unesco.org/en/statesparties/krДата посещения 22.01.2016 г.
  6. Статья А. Загорулько «Охрана археологического наследия Республики Корея» [Электронный ресурс]. – http://www.intelros.ru/readroom/kulturologicheskiy-zhurnal/ku3-2014/25395-ohrana-arheologicheskogo-naslediya-v-respublike-koreya.htmlДата посещение 18.01.2016 г.
  7. Объекты всемирного наследия в Корее [Электронный ресурс]. – http://www.thesalmons.org/lynn/wh-korea.html#skoreaДата посещения 21.01.2016 г.