Доклад на тему Прекрасное как предмет духовного наслаждения

«А если так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?»

Н.А.Заболоцкий

Очень часто в повседневной нашей жизни мы употребляем такое понятие как красота. Характеризуем этим понятием различные предметы, какие-то природные явления, знания, какие-то умения, навыки, привлекательность. А что же вообще такое красота и зачем она нужна?

В данной работе мы попробуем ответить на эти вопросы, используя материалы из учебников Бычкова В.В. «Эстетика», «Малая история Византийской эстетики».

Актуальность данной темы обуславливается постоянным употреблением людьми в повседневной жизни термина красота.

В толковом словаре С.И.Ожегова термину красота дается следующее определение: «Все красивое, прекрасное, все то, что доставляет нравственное и эстетическое наслаждение».В разные времена понятию красота и категории прекрасного давались разные определения. Так, например, в античной Греции понятие красота имело довольно широкое определение. Гомер называет прекрасным физическую красоту людей и поступки, и полезные вещи.

«Для Аристотеля в физическом мире «красота заключается в величине и порядке»- красивая вещь должна быть легко обозримой; а на идеальном уровне — это то, «что, будучи желательно само ради себя, заслуживает еще похвалы и что, будучи благом, приятно, потому что оно благо».[2]

Для стоиков красота состоит в гармонии учений и созвучии добродетелей.Плотин разработал иерархию прекрасного. Иерархия красоты состоит из трех ступеней. Низшая ступень – это красота чувственно воспринимаемого мира. К ней относится материальная красота, красота физически прекрасного тела, красота произведений искусства. Вторая ступень – это красота, которая постигается душой человека. К ней Плотин относит идеальную красоту природы, красоту человеческой души, красоту добродетелей, красоту наук и знаний. Первая ступень, высшая – это красота умопостигаемая. Эта красота исходит от Бога, который является воплощением абсолютного единства Прекрасного и Блага. Носителями этой высшей красоты являются Ум и Душа Универсума.



У ранних христиан было свое понимание красоты.Они отказывались от искусственно созданных украшений. «В отказе от излишних украшений, косметики и тому подобных вещей христиане стремились усмотреть и обрести ту «естественную» красоту человека, в которой он был создан Художником-Богом, но утратил её с грехопадением. Климент Александрийский называл её «истинной красотой». Она имеет у Климента больше духовно-нравственный, чем собственно эстетический характер и, тем не менее, может быть усмотрена и во внешнем виде человека. Украшения же, наряды, драгоценности только заглушают её. Женщины, писал Климент, «затемняют истинную красоту, скрывая ее под золотыми украшениями». Восхищение пёстрыми, богато украшенными одеждами свидетельствует, по его мнению, лишь об отсутствии у человека чувства красоты, о его «дурном вкусе», непонимании «естественной» красоты. Раннехристианская эстетика ставила ценности духовные и нравственные выше чисто и собственно эстетических и стремилась даже заменить ими эстетические, ибо в римском обществе того времени существовала достаточно ощутимая обратная тенденция. Красота культового действа или речи часто вытесняли и религиозную значимость культа, и содержание речи.»[1]

В эпоху Ренессанса под красотой понималось искусство. С выделением в XVIII веке эстетики в самостоятельную науку красота рассматривается как главный предмет изучения этой науки.

Итак, можно говорить о том, что красота и категория прекрасного являются прежде всего предметом духовного наслаждения человека. Ведь человек сердцем чувствует истинную красоту, чувство которой вложено Богом.А то, что мы часто называем красивым и прекрасным, к сожалению, лишь заблуждение и предмет страсти.Ведь не зря ранние христиане осуждали римлян за то, что они носят украшения,тем самым затеняя истинную красоту человека. «Благодаря Прекрасному происходит сочетание, любовь и общение всех; и все объединяется Прекрасным; и Прекрасное есть Начало всего как творческая Причина, все в целом и движущая, и соединяющая любовью к собственному очарованию; Оно и Предел всего, и Возлюбленное — как доводящая до совершенства Причина, ибо ради Прекрасного все появляется; и Образец, ибо в согласии с Ним все разграничивается. Потому и тождественно Добру Прекрасное, что по всякому поводу все стремится к Прекрасному и Добру, и нет ничего такого в сущем, что не было бы причастно Прекрасному и Добру».[1]

Список используемой литературы:

1.Дионисий Ареопагит «О Божественных именах»-[www.hesychasm.ru/library/dar/tname.htm#gl4]

2.Бычков В.В. «Малая история византийской эстетики»-Киев,1991. [www.nesusvet.narod.ru/ico/books/bychkov_2/]

3.Бычков В.В. «Эстетика»-М.,2002.