Доклад на тему Влияние физических упражнений на основные системы организма

I

Вся деятельность человека с древнейших времён связана с физической нагрузкой, и даже достижения современной цивилизации не избавляют человечество от этой необходимости.

Во все времена, во всех исторических цивилизациях физической культуре отводилась большая роль, а в некоторых она становилась культом, например в Древней Спарте. А крупнейший спортивный праздник современности—Олимпийские игры пришёл к нам из Древней Греции.

О влиянии физических упражнений на организм человека известно давно. Уже в древности существовали комплексы физических упражнений, культ здорового, гармонично развитого тела был очень высок. На современном этапе, когда по ряду причин физическое здоровье молодёжи упало на довольно низкий уровень, физическая культура, её воздействие на организм человека приобретают особенно большое значение.

Само название темы говорит, что физические упражнения затрагивают основные, жизненно важные системы организма ребёнка. Мой выбор данной темы обусловлен тем, что вопросы, связанные с физиологией спорта, и, в некоторой степени, спортивной медициной вызывают повышенный интерес.

Если процесс физического воспитания призван укреплять здоровье человека, то знание воздействия на организм, его системы, правильной дозировки физической нагрузки просто необходимо. А невежество в этом вопросе, неправильное ведение учебного или тренировочного процесса дадут только отрицательный результат. Более того, здоровью организма, особенно детскому может быть нанесён непоправимый вред. К сожалению, такие случаи нередки. Напротив, с помощью правильно подобранных физических упражнений можно корректировать недостатки телосложения или физического развития, такие как нарушения осанки, плоскостопие и т.п.

Нельзя оставлять без внимания и медицинские аспекты этого вопроса, т.к. учащиеся по своему физическому развитию, состоянию здоровья могут быть отнесены к разным медицинским группам. Поэтому подход к школьникам, не относящимся к основной медицинской группе, должен быть квалифицированным. Необходимо знать какие физические упражнения и с какой интенсивностью должны выполняться, какое влияние они оказывают на организм ребёнка.

II

Рассмотрим механизм воздействия физических упражнений на организм.

П.1 При выполнении физических упражнений организм человека мобилизует все имеющиеся в нём резервы. Разные физические упражнения по-разному воздействуют на работу мышц, сердца, лёгких; на сосудистую и нервные системы, на органы чувств и т.д.

По характеру воздействия упражнения делятся на четыре основных вида:

Скоростно-силовые упражнения.

Упражнения на выносливость.

Упражнения на ловкость.

Упражнения смешанного воздействия с переменным характером усилий.

Кроме того различают срочное и отдалённое тренировочные воздействия физических упражнений на организм.

Воздействие, сказывающееся сразу по окончании выполнения физических упражнений, называется срочным. После прекращения выполнения физических упражнений организм продолжает реагировать на них, вплоть до восстановления организма до преднагрузочного состояния и даже повышения функций организма до более высокого уровня. Но это только срочный эффект одного занятия.

Для достижения отдаленного эффекта требуется длительное воздействие на организм, т.е. результаты тренировок сказываются только по прошествии длительного времени (несколько месяцев).

Поэтому для достижения положительных результатов требуется грамотно организованный, непрерывный процесс тренировок, а бессистемные, эпизодические занятия каких-либо заметных результатов не принесут.

П.2 При физической нагрузке в организме происходят биологические процессы. Идёт распад энергетических ресурсов—углеводов, жиров и белков. В результате распада высвобождается энергия, которая используется организмом для выполнения работы. И чем работа длительней и интенсивней, тем больше затрачивается энергетических ресурсов организма. Следовательно, сразу после прекращения нагрузки, работоспособность организма снижена, но постепенно она восстанавливается. И восстановление будет происходить быстрее при выполнении более интенсивной работы.

Хотелось бы обратить внимание на один из ключевых моментов, который раскрывает основной смысл тренировочного процесса:

После прекращения нагрузки, дойдя до исходного уровня, работоспособность продолжает расти, т.к. организм восстанавливает ресурсы в количествах, превышающих затраченные. В результате такого сверхвосстановления наступает фаза повышенной работоспособности.

При постепенном повышении нагрузки и систематических занятиях планка работоспособности организма повышается.

Необходимо помнить, что основной принцип дозирования физических нагрузок—принцип постепенности должен соблюдаться неукоснительно. Так как чрезмерная нагрузка и желание быстро достичь высоких результатов могут нанести организму, неготовому к сверхнагрузкам, непоправимый вред.

Нужно учесть, что работоспособность различных систем организма восстанавливается не одновременно. После усиленной нагрузки частота дыхания приходит к норме через 10 минут; потребление кислорода—через 20 минут; уровень сахара в крови—через 30 минут; частота пульса—через 50 минут; а состав крови только через 4 часа. Следовательно, полное восстановление организма наступает только после восстановления всех функций. Глубоко ошибочно мнение, что организм восстанавливается, если частота дыхания и частота сердечных сокращений пришли к норме. При кратковременных скоростно-силовых упражнениях, сверхвосстановление происходит быстрее всего, но этот эффект непродолжителен. А при интенсивной нагрузке период восстановления довольно значительный, но и период повышенной работоспособности довольно велик.

Поэтому при планировании тренировочного процесса надо учитывать, что в фазе сверхвосстановления, организм хорошо подготовлен к повторному напряжению сил. Желательно каждую последующую тренировку планировать именно на это время. Только тогда уровень тренированности будет расти. И наоборот, если организм полностью не восстановился, то при повторной работе создаются предпосылки для хронического утомления, переходящего в переутомление, которое сопровождается не только изменением общего состояния и работоспособности спортсмена, но и расстройства ряда функций его организма. Появляются вялость, апатия, расстройство сна, неустойчивость артериального давления и сердечного ритма и др. Чувство усталости после нагрузки длится дольше, чем обычно.

Для устранения переутомления необходимо изменить режим тренировки: уменьшить объём и интенсивность нагрузки, увеличить интервалы отдыха между занятиями физическими упражнениями, изменить условия занятий и т.п. Иначе могут развиться более серьёзные нарушения в состоянии организма спортсмена, сопровождающиеся патологическими проявлениями в деятельности различных органов и систем его организма.

Из всего вышесказанного следует, что при планировании тренировочного процесса надо учитывать не только длительность, интенсивность предлагаемой нагрузки, но и правильно подобранное время для занятий физическими упражнениями. Нужно также знать и учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Только при соблюдении всех этих условий можно добиться положительных результатов.

П.3 Под влиянием физических упражнений происходят изменения и в основных системах организма человека. В результате тренировок увеличивается объём и масса мышц, естественно расширяется капиллярная сеть и улучшается кровоснабжение организма, что, безусловно, положительно влияет на его работоспособность.

У спортсменов мышечная масса достигает 50% и более от его общей массы, растёт сила, улучшается координация. Также под влиянием физических упражнений происходит увеличение миокарда—сердечной мышцы, увеличиваются полости, стенки утолщаются. У тренированного человека, при сокращении сердце выбрасывает до 150 см3 крови, а у нетренированного не более 70 см3. Поэтому сердце спортсмена делает меньшее число сокращений в минуту, чем сердце не занимающегося спортом человека. Следовательно, износ и усталость, наконец, старение сердца спортсмена наступает позже, что значительно продлевает жизнь человека.

Под влиянием физических упражнений происходят положительные изменения в органах дыхания и составе крови человека.

В крови увеличивается число эритроцитов и повышается содержание гемоглобина. При регулярных физических нагрузках ёмкость лёгких может увеличиться на 70% и достичь 7 литров. Уменьшается частота дыхания, т.к. вдох становится более глубоким.

Происходят изменения и в нервной системе человека. Повышается уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость образования условных рефлексов. Снижается утомляемость.

Всё это положительно сказывается на обучаемости детей, т.к. занятия физкультурой и спортом положительно влияют не только на физическое, но и на общее развитие учащихся.

П.4 Кроме влияния физических упражнений на внутренние органы человека, можно говорить и о влиянии на внешность, фигуру, телосложение.

На тип телосложения влияют такие факторы, как степень развития мышц, жироотложение, форма грудной клетки и живота, соотношение длины и массы тела, его пропорции. Сам тип телосложения передаётся по наследству. Но с помощью физических упражнений, он в известной степени меняется: одни стороны усиливаются, другие ослабляются.

Так, учащимся высокого роста, с узким и уплощённым туловищем и слабой мускулатурой рекомендуются следующие упражнения:

Силовые и скоростно-силовые

Умеренный длительный бег с кратковременными ускорениями на максимальной скорости

Упражнения на гибкость, точность, координацию и равновесие

В результате этих упражнений увеличивается объём мышц, развивается дееспособность сердечнососудистой и дыхательной систем.

Школьникам, особенностью телосложения которых являются относительно узкий плечевой и широкий тазовый пояс, избыточное жироотложение и мягкая мускулатура, необходимо избавляться от лишнего веса. Для них целесообразно использовать следующие упражнения:

Упражнения, активизирующие деятельность органов кровообращения и дыхания, вызывающие повышенные энерготраты

Упражнения, улучшающие скоростно-силовые качества

Упражнения, укрепляющие мышцы живота

Особое значение для школьников, предрасположенных к ожирению, имеет длительный, равномерный, умеренный бег. При таком беге энерготраты происходят главным образом за счёт жировых веществ.

Физические упражнения помогают исправлять и имеющиеся у многих школьников отдельные недостатки физического развития: нарушения осанки, плоскостопие. Только 15-20% школьников имеют вполне нормальную осанку, у остальных обнаруживаются различные дефекты.

Осанка—это привычная поза человека, манера держаться стоя и сидя. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикали, плечи развёрнуты, слегка опущены и расположены на одном уровне, лопатки прижаты. Физиологические кривизны позвоночника нормально выражены, грудь слегка выпуклая, живот втянут, ноги разогнуты в коленных и тазобедренных суставах. Осанку исследуют с головы до ног.



Положение головы оценивается по отношению к положению туловища. Отмечается, находится ли голова на одной вертикали с туловищем, или она подана вперёд, наклонена направо, налево. Затем оценивается плечевой пояс: находятся ли плечи на одном уровне, одинакова ли ширина правого и левого плеча, нет ли «крыловидности» лопаток.

Большое внимание уделяется осмотру позвоночника.

Изменение осанки вызвано нарушением правильного сочетания и выраженности физиологических изгибов позвоночника: плоская, круглая, кругловогнутая, плосковогнутая спина.

Преподаватель физической культуры должен во время занятий постоянно обращать внимание своих учеников на поддержание правильной осанки. Односторонние тренировки, применение однообразных движений и положений тела могут неблагоприятно отразиться на осанке: возникают такие нарушения осанки как круглая спина, асимметрия плечевого пояса и другие.

Плохая осанка отражается не только на внешнем виде человека. Нарушение осанки может отразиться и на состоянии внутренних органов: вызвать смещение сердца и крупных сосудов, а отсюда и ухудшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем организма.

Для исправления осанки в первую очередь применяют общеразвивающие гимнастические упражнения. Причём часть упражнений выполняется в положении лёжа, часть—стоя на четвереньках, чтобы разгрузить позвоночник. Также очень полезны упражнения в висах. Кроме тог применяются упражнения для увеличения подвижности позвоночника, плечевых суставов, сочленения стопы. Надо приучать школьников следить за своей осанкой.

Полезны и дыхательные упражнения, и упражнения на сохранение равновесия тела в различных положениях. Можно порекомендовать следующие дыхательные упражнения:

Научиться грудному и брюшному дыханию, а также их сочетанию.

Выполнять глубокие дыхательные движения.

Форсировать дыхание.

Выполнять кратковременные задержки дыхания на вдохе и выдохе.

Все эти рекомендации могут оказать помощь в корректировании отдельных недостатков в телосложении и физическом развитии детей. Доказано, что как правило, показатели физического развития лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом, намного выше, чем у незанимающихся.

Существует двоякая зависимость между занятиями тем или иным видом спорта, с одной стороны, и физическим развитием и особенностями телосложения—с другой. Особенности телосложения могут способствовать достижению успеха в определённых видах спорта. В то же время длительные занятия определённым видом спорта вызывают специфические для этого вида изменения в физическом развитии и телосложении спортсмена.

Исходя из этого, исследование физического развития школьников преследует следующие цели:

Оценка воздействия систематических занятий физическими упражнениями на уровень физического развития занимающихся, выявление положительных или отрицательных влияний на телосложение с целью определения средств и методов физического воспитания, направленных на коррекцию его недостатков.

Отбор детей, подростков, юношей и девушек для занятий различными видами спорта, на базе так называемых модельных морфологических характеристик.

Это будет способствовать не только улучшению физического развития учащихся, но и принесёт моральное удовлетворение от занятий физическими упражнениями, повысит общую работоспособность.

П.5 Учащихся необходимо приучать к выполнению физических упражнений посредством урока физической культуры, утренней гимнастики, секционной работы.

Работоспособность человека зависит от наследственных свойств организма и тренированности. Тренированность определяется состоянием здоровья организма, уровнем овладения двигательными навыками, развитием физических и волевых качеств.

Тренировка—это совершенствование способности организма приспосабливаться к непривычным видам деятельности и повышенным нагрузкам. Средством повышения работоспособности служит систематическое применение упражнений с постепенным усилением нагрузки на организм.

Повышение уровня физического развития, укрепление здоровья способствует не только физической, но и умственной работоспособности школьников. Имеются данные, свидетельствующие о том, что текущая успеваемость учащихся по всем предметам выше у активно занимающихся оздоровительной физической культурой и спортом. Напротив, среди неуспевающих школьников значительное количество учащихся имеют низкие показатели физического развития.

Большое влияние активный двигательный режим оказывает на устойчивость умственной работоспособности учащихся в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года.

Кратковременные физические упражнения в процессе урока (физкультминутки) способствуют поддержанию активного внимания и повышают производительность труда школьника на уроке. Конечно, не следует давать учащимся после утомительной умственной работы слишком высокие физические нагрузки, т.к. наслоение этих двух нагрузок может привести к переутомлению. В результате чего будет снижена как физическая, так и умственная работоспособность учащегося.

П.6 Для правильной постановки физического воспитания в школе необходим хорошо организованный медицинский контроль. Задачи которого, состоят в широком использовании основных средств и методов физического воспитания для укрепления здоровья детей и контроля за их правильным применением. А также в создании надлежащих условий для работы по физическому воспитанию.

Школьники не реже одного раза в год проходят медицинское обследование и распределяются по медицинским группам. Учитывая это, учитель физической культуры осуществляет дифференцированный подход к учащимся на уроках, в том числе и на секционных занятиях.

Планомерные занятия, проводимые в соответствии с данными медицинского осмотра и с учётом индивидуальных особенностей детей, способствует улучшению здоровья и показателей физического развития школьников.

Основная форма врачебного контроля—медицинские обследования:

Первичные

Вторичные

Дополнительные

Кроме этого, каждый занимающийся физическими упражнениями должен уметь контролировать себя и наблюдать за физическим состоянием своего организма. Даже самые незначительные заболевания и нарушения режима тренировок, не выявленные во время, могут привести к тяжёлым последствиям, и даже, к так называемой спортивной инвалидности. Поэтому уже при первом подозрении на болезнь необходимо обращаться за врачебной помощью. После тяжёлых заболеваний необходимо пройти дополнительное медицинское обследование. Не исключено, что дети, относившиеся до заболевания к основной медицинской группе, после выздоровления будут заниматься в подготовительной, или даже в специальной мед. группе. Любой период должен быть известен учителю физической культуры для осуществления индивидуального подхода к ученику.

Внимание учителя направляется на весьма умеренное наращивание физической нагрузки, на постепенную адаптацию организма ребёнка к этому наращиванию.

Обычно в результате таких занятий, учащиеся из специальной медицинской группы переводятся в подготовительную, а из подготовительной—в основную.

Учитель должен стремиться по мере улучшения здоровья учащихся и их физической подготовленности своевременно осуществлять перевод детей из одной медицинской группы в другую. Для этого необходимо направлять детей к врачу на дополнительный медицинский осмотр.

Неоправданное ограничение в занятиях физической культурой препятствует полноценному развитию растущего организма и должной подготовке школьников к трудовой деятельности, социальной адаптации в обществе.

III

Всё вышесказанное о влиянии физических упражнений на организм человека можно подытожить следующим образом:

Физические упражнения влияют на все системы организма, повышая их дееспособность.

Систематическая тренировка повышает силу, уравновешенность и подвижность нервных процессов, скорость образования условных рефлексов.

Специальнонаправленные физические упражнения могут в значительной мере воздействовать на телосложение и корректировать имеющиеся у многих детей, недостатки физического развития.

Повышение уровня физического развития, укрепление здоровья—способствуют улучшению не только физической, но и умственной работоспособности учащихся.

Систематические занятия спортом способствуют увеличению объёмов работающих органов организма и повышению запасов энергетических веществ. Все основные органы работают более экономно, организм меньше утомляется при выполнении физической нагрузки.

При работе со школьниками следует как можно полнее использовать все имеющиеся возможности физической культуры. Педагогически и методически грамотно вести учебный процесс, применять дифференцированный метод обучения для более полноценной работы с детьми.

Физическая культура—мощное средство, способствующее оздоровлению и повышению работоспособности каждого индивидуума, всего общества.